«Думай медленно… решай быстро»: как определить три важнейших навыка программиста у ребенка

За айти-сферой сегодня будущее, поскольку технологии развиваются очень стремительно и в дальнейшем роботизация практически во всех сферах неизбежна. Как понять, что у ребенка есть склонности к программированию и что в будущем он сможет стать выдающимся разработчиком? Для этого необходимо наличие трех основных характеристик.

1. Абстрактно-логическое мышление

Программист должен делать умозаключение, исходя из логических паттернов, предпосылок, при этом полностью абстрагируясь от своих эмоций или отношения к тому или иному объекту. Проще говоря, необходимо умение объективно оценивать ситуацию, оперируя лишь убедительными доводами и аргументами. Следует видеть не «части паззла», а рассматривать всю картину в целом, то есть оперировать не конкретными предметами, а мыслить обобщенно.

Следовать законам логики — это то, что дано не каждому человеку. Как правило, творческие и креативные люди начисто лишены данной характеристики.

Тест на логику

Чтобы определить, есть ли у вашего ребенка логическое мышление, достаточно предложить ему решить задачи на смекалку. Вот примеры подобных.

Задача 1. В двух кошельках лежат 4 копейки, причем в первом денег вдвое больше, нежели во втором. Как такое может быть?

Правильный ответ — один кошелек лежит в другом. Здесь акцент на формальные условия.

Задача 2. У Маши есть две монеты на общую сумму в 15 рублей. Одна из них — не 5. Монеты какого номинала в наличии у девочки?

Правильный ответ — монеты номиналом в 5 и 10 рублей. Если одна монета не «пятак», то нет противоречия в том, чтобы такой номинал был у другой.

Как мы видим, это задачки на внимательность, логику, умение абстрактно мыслить. Больше они подойдут для школьников средних классов, хотя иногда случается и так, что дети помладше тоже с ними справляются.

«Думай медленно... решай быстро»: как определить три важнейших навыка программиста у ребенка

2. Алгоритмическое мышление

Алгоритм — это последовательность действий, которые в конечном итоге приводят к желаемому результату. Мышление такого типа — это необходимая черта для программиста, поскольку все программы состоят из определенных алгоритмов.

Суть заключается в том, чтобы ребенок умел выстроить последовательную логическую цепочку, а получается это далеко не у всех.

Проверка

Чтобы понять, наделен ли ваш ребенок алгоритмическим мышлением, не нужно давать ему задачки на смекалку или логику. Достаточно просто попросить чадо рассказать, как он чистит зубы, например. Или как можно поэтапно нарисовать птичку или котика, если ребенок занимается рисованием.

Из рассказа вы поймете, есть ли у чада склонность к алгоритмическому мышлению. Некоторые дети начинают что-то объяснять с середины, потом вспоминают, что забыли, что сначала нужно было выполнить действие, предшествующее следующему. Такой сумбур в голове и невозможность выстроить цепочку, то есть алгоритм, свидетельствует о неразвитом алгоритмическом мышлении. Но хорошая новость заключается в том, что данный тип мышления можно развить при условии постоянных тренировок. Почаще просите вашего ребенка рассказывать поэтапно, как он достигает какой-то цели.

«Думай медленно... решай быстро»: как определить три важнейших навыка программиста у ребенка

3. Твердость характера

Программистами редко становятся импульсивные и слабохарактерные люди, которые быстро переключают свое внимание с одной вещи на другую, которые проявляют нетерпеливость. И только индивиды, демонстрирующие твердость характера и настойчивость методом проб и ошибок, шаг за шагом в итоге добиваются своей цели и по ходу совершенствуют навыки. Это так называемые «марафонцы», которые заточены на долгосрочную перспективу. «Спринтеров» же, напротив, надолго не хватает. Они могут быстро приступить к активным действиям, но потом сдать свои позиции.

Тест с зефирками

Понять, «спринтер» ли ваш ребенок или «марафонец», можно с помощью «зефирного теста». Второе название теста — «отсроченное удовольствие». Его придумали еще в середине прошлого века. Ребенку предлагается зефирка (или любое другое лакомство) и два варианта на выбор: либо съесть ее сразу и больше ничего не получить, либо подождать 15 минут и получить еще одну зефирку. Далее ребенка оставляют наедине с лакомством, чтобы больше в комнате никого не было. Если малыш не удержался и съел зефирку, значит, он нетерпелив и твердостью характера не отличается. Если же лакомство осталось нетронутым, то с силой воли и выдержкой все в порядке. Такой ребенок имеет все предпосылки попробовать себя в программировании, поскольку его привлекает долгосрочная перспектива.

«Думай медленно... решай быстро»: как определить три важнейших навыка программиста у ребенка

Советы для родителей

Эксперты утверждают, что даже если вышеперечисленные навыки у ребенка слабые, то все равно их можно «прокачать». Например, приобщить его к изучению детского языка программирования. Есть специальные утилиты для подрастающего поколения, где заложены основы серьезного программирования.

Если вы сами с компьютером на «Вы», то имеет смысл нанять репетитора. Самое главное — это подобрать такого педагога, который сможет преподнести сложный материал в игровой форме, с помощью викторин, рисунков и т. д.

«Думай медленно... решай быстро»: как определить три важнейших навыка программиста у ребенка

Что касается высшего образования, то некоторые родители думают, что программистам этого не надо. Мол, если ребенок одаренный и показывает хорошие успехи, то точно найдет достойного работодателя. Все смотрят на самоучек Стива Джобса и Билла Гейтса, но профессиональные современные программисты говорят, что в данном случае сравнения неуместны как минимум потому, что несколько десятилетий тому были очень примитивные технологии. Сейчас все изменилось, поэтому без высшего образования в айти-сфере будет сложно. Так что важно не столько наличие диплома, сколько ценные знания, навыки, которые можно приобрести в вузах.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.