Двигатель ЗМЗ-511 — это бензиновый восьмицилиндровый V-образный силовой агрегат, который благодаря простому устройству, надежной конструкции и качественным техническим параметрам ранее широко устанавливался на разнообразные отечественные автомобили среднетоннажной грузоподъемности.
Развитие моторного завода
Завод в поселке Заволжье Горьковской области начинали строить как предприятие по производству велосипедов. Уже в ходе строительства новое решение предписывало заводу выпускать запасные части для автозавода «ГАЗ» и только третье распоряжение правительства определило назначение завода, как производителя автомобильных силовых агрегатов и в 1958 году предприятие получило наименование «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ).
«ЗМЗ» строился как завод полного цикла по изготовлению автомобильных двигателей. Первые моторы компания выпустила осенью 1959 года для легкового автомобили ГАЗ-21 «Волга». В дальнейшем, по мере развития, предприятие освоило производство двигателей для грузовиков «ГАЗ» и автобусов «ПАЗ», при этом постоянно расширялась номенклатура и количество выпускаемых моторов. В 1990-х годах компания впервые выпустила отечественный быстроходный дизель ЗМЗ-514.
Дальнейшее развитие предприятия связано с вхождением в группу «Соллерс». В настоящий период «ЗМЗ» изготавливает двигатели для различного автомобильного транспорта (более 20 модификаций), запасные части. Продукция завода прошла сертификацию в соответствии с действующими нормативами.
Производство и применение двигателя
Первый бензиновый двигатель модели ЗМЗ-511 завод выпустил в 1959 году. Новый силовой агрегат должен был заменить устаревший мотор ГАЗ-51 и на начальном этапе производства он предназначался для комплектования среднетоннажного грузового автомобиля ГАЗ-53, который выпускался с 1961 по 1993 год.
ЗМЗ-511 за счет простой конструкции и качественных технических параметров оказался очень удачным двигателем и хорошо зарекомендовал себя на установленном автомобиле. Поэтому предприятие подготовило сразу несколько модификаций мотора для оснащения других транспортных средств, а именно:
- грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66;
- автобусов малого класса «ПАЗ»;
- самосвалов «САЗ»;
- автобусов среднего класса «КаВЗ»;
- грузовика ГАЗ-3307, сменившего модель ГАЗ-53.
В настоящее время завод выпускает модернизированную версию двигателя под индексом ЗМЗ-511.10.
Технические параметры
Широкому применению способствуют технические параметры силового агрегата. У выпускаемой модификации двигателя ЗМЗ-511 технические характеристики следующие:
- тип – четырехтактный, бензиновый, карбюраторный;
- вариант расположения цилиндров – V-образный с углом в 90 градусов;
- способ охлаждения – жидкостный;
- число цилиндров – 8;
- объем — 4,25 л;
- мощность – 125,0 л. с.;
- величина сжатия — 7,60;
- высота – 1,10 м;
- длина – 1,00 м;
- ширина – 0,80 м;
- масса – 0,262 т;
- удельное потребление топлива — 286 г/кВт;
- расход масла – 0,4 % (от потребления топлива);
- ресурс – 300 тыс. км.
Указанные технические параметры мотора позволяют осуществлять уверенную эксплуатацию автомобилей средней грузоподъемности.
Особенности двигателя
При модернизации двигателя ЗМЗ-511 применены следующие конструкционные решения:
- установлены высокотурбулентные камеры сгорания;
- для ГБЦ использованы винтовые впускные каналы;
- усилены кронштейны крепления передней опоры;
- бесшиповой способ крепления крышки подшипников:
- при изготовлении верхних компрессионных колец применен высокопрочный чугун;
- смонтирована система по рециркуляции отработанных газов;
- изменены фазы и расположение кулачков на распределительном валу.
Эти решения позволили не только сохранить, но и усилить основные достоинства ЗМЗ-511, которыми считаются:
- надежность;
- простота конструкции;
- ремонтопригодность.
Несмотря на это, двигатель в настоящее время не устанавливается на серийно выпускаемые автомобили, он по-прежнему востребован для замены отработавших свой нормативный период силовых агрегатов на ранее выпущенных автомашинах.