Дизельный двигатель ЯМЗ-536 и модификации на его базе являются качественными современными силовыми агрегатами, предназначенными прежде всего для оснащения грузового транспорта. Такие моторы позволяют создавать, выпускать и эксплуатировать грузовики разнообразного назначения.
Моторостроительное предприятие из Ярославля
Ярославский завод создан как предприятие по выпуску автомобилей в 1916 году русским инженером и промышленником В. А. Лебедевым. Происходившие в тот период события не позволили приступить к выпуску автомашин, и завод первоначально занимался только ремонтом. В 1926 году организован Ярославский автомобильный завод, который после масштабной реконструкции приступил к выпуску первых отечественных большегрузных самосвалов. В дальнейшем кроме грузовых автомашин грузоподъемностью до 8 тонн автозавод выпускал троллейбусы, автобусы и шасси.
В послевоенный период предприятие освоило выпуск дизельных двигателей серии ЯАЗ моделей 204 и 206 (110-220 л. с.) и изготовление трехосных мощных грузовиков ЯАЗ-210 (6Х4) грузоподъемностью до 12 тонн. Очередные изменения на заводе произошли в 1951 году. Именно тогда он был полностью перепрофилирован для изготовления дизельных силовых агрегатов различного применения, сцеплений и коробок передач для агрегатирования с выпускаемыми двигателями. Предприятие получило наименование «Ярославский моторный завод».
В настоящее время ЯМЗ («Автодизель») входит в автомобилестроительное объединение «Группа ГАЗ».
Развитие производства дизелей
В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.
Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.
Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.
В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.
Создание 530-й серии дизельных моторов
В начале двухтысячных годов компания приступила к разработке новых перспективных дизельных двигателей серии ЯМЗ-530, в рамках совместного проекта с австрийской группой AVL List. После успешных испытаний опытных образцов в 2012 году началось серийное производство двигателей ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.
За короткий период завод освоил свыше двухсот различных модификаций, а также комплектаций указанных моторов, что обеспечило их обширное использование. Новые силовые агрегаты обладали, в том числе и ЯМЗ-536, техническими характеристиками аналогичными, а иногда и превосходящими лучшие мировые моторы по следующим параметрам:
- наработка (ресурс);
- экологические стандарты (Евро-4; Евро-5);
- экономичность.
Особенностью устройства моторов является их адаптированность для эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе многообразных отечественных. Кроме того, традиционно увеличенная унификация, несмотря на большое количество вариантов выпускаемых рядных двигателей ЯМЗ-536 (6 цилиндров) и 534 (4 цилиндра), удешевляет производство, а также повышает ремонтопригодность.
Особенности модели дизеля 536
Современная конструкция рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536 позволила создать более 35 модификаций шестицилиндрового рядного силового агрегата для самого разнообразного применения. Высокие показатели по экологическому уровню мотора достигнуты с помощью использования современного механизма по рециркуляции выхлопных газов (комплекс EGR) совместно с установкой специального каталитического нейтрализатора, обладающего особым сменным элементом фильтрации.
Хороших показателей по топливной эффективности позволяет достигать использование на ЯМЗ-536 специальной аккумуляторной системы топливоподачи. Такая система осуществляет поддержку постоянного давления при впрыске топлива вне зависимости от оборотов двигателя, что гарантирует качественный процесс горения топлива на малых оборотах и на холостом ходу. Кроме того, рабочий цикл двигателя поддерживается электронным блоком управления с программным модулем EDC 7 производства компании Bosch.
Высокие свойства по экологии и экономичности обеспечили использование двигателя ЯМЗ-536 и его модификаций на городских автобусах.
Технические параметры двигателя
Кроме указанных выше качеств распространению мотора способствуют технические показатели, достигаемые за счет конструкции. Технические характеристики ЯМЗ-536 в базовом исполнении следующие:
- тип – дизельный;
- рабочий процесс – четырехтактный;
- исполнение – с турбонаддувом;
- объем – 6,7 л;
- расположение цилиндров – рядное (L);
- количество цилиндров – 6;
- мощность – 312,0 л. с.;
- охлаждение – жидкостное;
- степень сжатия – 17,5;
- число оборотов – 2300 об/мин;
- диаметр цилиндра (ход поршня) – 10,5 (12,8) см;
- размеры; длина – 1,30 м; ширина – 0,76 м; высота – 0,97 м;
- масса – 0,64 т;
- вариант смесеобразования – непосредственный впрыск;
- расход топлива – 165 г/л. с. ч.;
- ресурс до капремонта – 1000000 км.
Эксплуатация и обслуживание двигателя
Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:
Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.
Применение двигателя ЯМЗ-536
Технические параметры, прежде всего мощность и особенности конструкции, обеспечили семейству дизельных моторов большое распространение. Основные модификации применяются на следующих автомобилях:
- базовый двигатель ЯМЗ-536; МАЗ (шасси, бортовые, самосвалы, тягачи);
- версия 536-40 – автобусы ЛиАЗ (городские, пригородные).
Кроме того, моторами семейства комплектуются техника следующая производителей:
- комбайны – «Ростсельмаш», «Гомсельмаш»;
- автогрейдеры – «Брянский арсенал»;
- экскаваторы – «ТВЭКС»;
- катера – «Костромской судомеханический завод».
Для комплектации автотранспорта наиболее распространены двигатели ЯМЗ-536 на «Уралы». Для разнообразных грузовиков этой марки предназначено более 100 модификаций и вариантов оснащения дизельных силовых агрегатов 530-й серии.
Отзывы о применении дизеля
Двигатель 536 обладает рядным расположением цилиндров. Такое устройство силового агрегата по сравнению с V-образным исполнением традиционно обладает следующими преимуществами:
- более простой конструкций;
- уменьшенными затратами на изготовление;
- меньшей массой;
- высокой уравновешенностью.
Владельцы и водители автомобилей выделяют в своих отзывах о ЯМЗ-536 следующие достоинства дизеля при эксплуатации:
- возможность использования отечественных расходных материалов;
- хорошую ремонтопригодность и легкость обслуживания;
- качественные технические характеристики;
- плавную и тихую работу;
- высокую надежность;
- уверенную работу в зимний период.
Кроме того, необходимо отметить низкую стоимость мотора по сравнению с зарубежными аналогами.
Дизельные двигатели ЯМЗ-536 по своим конструкционным особенностям и техническим характеристикам являются современными силовыми агрегатами для использования на различных транспортных средствах, а также на промышленном оборудовании.