Богиня Афродита является самой красивой и при этом одной из наиболее неоднозначных представительниц древнегреческого пантеона. В античных мифах этот персонаж зачастую играет важную роль в жизни как самих жителей Олимпа, так и простых смертных. Однако ученым до сих пор доподлинно не известно, почему греки когда-то решили включить Афродиту в число 12 главных олимпийских богов.
Роль в мифах
В древности Афродита у греков считалась невероятной красавицей и могущественной покровительницей любви. Представляли люди эту богиню в Античности как высокую изящную женщину с длинными золотистыми локонами и нежными чертами лица. По существовавшим в Древней Греции верованиям, когда Афродита спускалась с Олимпа, в мире расцветали цветы и даже солнце начинало светить ярче.
Мужем Афродиты, согласно легендам, был уродливый бог Гефест, покровитель кузнецов и огня. Непривлекательной внешностью Гефеста, выбранного богине в супруги самим Зевсом, греки объясняли в том числе и ее многочисленные связи на стороне. Не родив своему некрасивому мужу ни одного ребенка, Афродита, к примеру, часто одаривала потомками поклонников.
Как и положено красавице, в древнегреческих мифах эта богиня предстает как один из самых капризных и непредсказуемых персонажей. Согласно одним преданиям, Афродита — великодушная покровительница людей. В других же легендах раскрыт образ гневной богини, вершительницы судеб или же даже просто красивой, но не особенно мудрой любовницы богов.
Первый миф о происхождении Афродиты
Легенд о том, откуда, собственно, взялась в пантеоне эта красавица, у древних греков существовало всего две. Согласно одной из них, родилась красавица-Афродита на два поколения раньше главного бога Олимпа — Зевса.
Матери по этой легенде богиня не имела совсем. Отцом же ее был самый грозный, страшный и древний бог Олимпа — Уран. Как известно, этот гневный персонаж занимался когда-то, помимо всего прочего, и тем, что навсегда запирал рожденных им от Геи-Земли детей в глубоких пещерах.
Продолжалось так, согласно легендам, до тех пор, пока разозленная Гея не вступила в сговор с одним из своих сыновей — Кроносом. Богиня снабдила юношу серпом, которым он в последующем и отрубил гениталии ненавидящего его отца. Отделенная таким образом часть тела бога, согласно легенде, упала в океан, где была окутана морской пеной. Из этой-то пены и появилась на свет уже взрослая Афродита.
Гесиод об Афродите
Дошла до нас эта наиболее древняя версия происхождения богини любви в первую очередь благодаря одному из самых известных греческих поэтов — Гесиоду. Произведение этого древнего литератора не только описывает историю выхода богини из океана, но и в какой-то мере объясняет саму странную этимологию ее имени. Дело в том, что с греческого слово αφρ?ς переводится именно как «морская пена».
По мнению историков, подобное сравнение может быть как чисто художественным оборотом, так и отражением реально существовавших в те времена в Древней Греции легенд и верований. Точно говорить о том, что имя Афродиты говорит о ее настоящем происхождении, основываясь на произведении Гесиода, исследователи, конечно же, не могут.
Однако вероятность того, что в своей поэме древний литератор отразил именно реально существовавшее тогда в Греции положение вещей, существует довольно-таки большая. Дело в том, что реалии того времени в своих произведениях этот поэт описывал достаточно часто.
К примеру, собственно в самой поэме об Афродите Гесиод говорит в том числе и о путешествии богини мимо Сиферии на Кипр. При этом доподлинно известно, что когда-то давно в этой части Древней Греции действительно существовал очень серьезный культ Афродиты. Храм богини на Кипре, к примеру, был построен еще в XII в. до н. э, задолго до рождения Гесиода. То есть поэт в своем произведении, безусловно, использовал реальные географические детали.
Второй миф
Согласно второй, распространенной в античности легенде, отцом Афродиты был не Уран, а его внук и сын Кроноса Зевс. В данном случае богиня также является в мир из моря. Однако при этом покровительница любви имеет не только отца, но и мать. По этой второй версии, богиня является дочерью Зевса от малоизвестного божества-океаниды Дионы.
Мать у Афродиты в этом втором мифе, таким образом, как бы имеется. Но и в данном случае этот факт можно считать не совсем однозначным. Дело в том, что, по мнению некоторых этимологов, имя Диона является не чем иным, как просто женской интерпретацией имени Зевса (Диоса).
Второй миф в поэмах и легендах
Вторая версия происхождения Афродиты современным людям стала известной в первую очередь благодаря поэмам Гомера, являвшегося современником Гесиода. У этого древнего литератора Афродита появляется в обоих его самых известных произведениях — Одиссее и Илиаде.
Также, как известно, именно эта версия рождения Афродиты в последующем была перенята у греков и римлянами. В пантеон этой страны богиня входила под именем Венеры, дочери Юпитера. При этом римляне считали, что именно ее смертный сын Эней и стал когда-то основателем Римского государства.
Мнение ученых
Почему о происхождении Афродиты существует не один миф, как о других богах, а целых два? Каковы причины путаницы в поэмах древнегреческих литераторов и почему греки сами точно не знали, откуда взялась богиня на Олимпе?
Эти вопросы, конечно же, уже долгие годы интересуют многих современных историков. По версии некоторых исследователей, Афродита в Античности, скорее всего, представляла собой персонаж, трактовка которого была двойственной.
Возможно, греки представляли эту богиню как покровительницу обоих видов любви — возвышенной и плотской. При этом за платонические чувства, скорее всего, отвечала рожденная непорочным образом Афродита Урания. Страсть же с большой долей вероятности входила в компетенцию более приземленной Афродиты — дочери Зевса.
В некоторой мере такой вывод ученых подтверждается и историческими фактами. Ведь воинственные и грубые римляне для своего пантеона когда-то выбрали именно вторую Афродиту, являвшуюся дочерью Зевса. При этом они переименовали ее в Венеру. Само же слово venus с древнеримского переводится именно как «плотская любовь».
Древние истоки легенд
По мнению ученых, Афродита, помимо всего прочего, еще и не является собственно исконно греческой богиней. Как считают многие специалисты, жители Эллады когда-то просто позаимствовали этого персонажа из верований проживавших рядом народов.
Именно этим некоторые историки объясняют в том числе и противоречия, имеющиеся в произведениях греческих поэтов. По мнению специалистов, и Гомер, и Гесиод просто пытались адаптировать непонятную Афродиту с Кипра к существующей тогда в Греции структуре веры.
Как считают историки, Афродитой греки когда-то назвали очень распространенную на Ближнем Востоке богиню войны Иштар. То есть этот мифический персонаж, по сути, является просто немного видоизмененной версией греческой же Астарты.
Объясняют такую свою точку зрения историки в основном двумя известными об Афродите фактами. Несмотря на то, что эта жительница Олимпа была богиней любви и красоты, настоящим воплощением изящества, сами греки почему-то часто изображали ее с оружием в руках. А это, безусловно, является признаком воинственного начала Афродиты.
Также во многих мифах Древней Греции эта богиня предстает как любовница Ареса. Последний же, как известно, является главным богом войны, дарующим победы и воинскую славу.