На фоне привычных «хрущевок» в 70-х годах XX века на улицах некоторых советских городов стали появляться дома, прозванные в народе «кораблями». На то время квартиры в них казались комфортными и уютными. Однако с течением времени это мнение менялось.
История строительства
В конце 60-х годов правительство СССР поставило перед собой задачу улучшить качество гражданского строительства и повысить его художественно-эстетический уровень. Первыми такими домами стали здания в Ленинграде. Квартиры в них были небольшими по площади, но с большим количеством перегородок. Проектировщики честно выполняли поставленную перед ними задачу — обеспечить каждую семью в стране отдельным жильем.
Почему «корабли»?
Это название родилось в народе. Внешне здание напоминает океанский лайнер: маленькие окна и сплошной ряд балконов очень похожи на палубу корабля.
Но, несмотря на внешнюю оригинальность, внутри постройки лишены заявленного изначально комфорта. Окна в квартирах расположены слишком высоко, теплоизоляция не самая лучшая, а большое количество перегородок делает и без того небольшую квартиру очень тесной. Кухня так и оставалась маленькой, как в хрущевках.
Корабли строились высотой от 5 до 15 этажей. Те, в которых было 9, 12 и 14 этажей, имели лифт и мусоропровод. Однокомнатных квартир в таких постройках было мало, зато имелось множество 3-х и 5-комнатных, а это было настоящей роскошью для советского гражданина.
Дом на Большой Тульской
Одним из примеров домов-кораблей считается «длинный дом» на Большой Тульской в Москве. Его главный архитектор Владимир Бабад ранее проектировал атомные реакторы. Возможно, поэтому здание обладает повышенной сейсмической устойчивостью — его углы равны не 90°, а 87° и 93°, что препятствует складыванию.
Не лишен дом и некоторых дефектов. В нем есть комнаты с окнами, но без входов и выходов. А непродуманное расположение дома привело к постоянной ветрености во дворе.
Но несмотря на эти недостатки, «длинный дом» и прочие «корабли», возведенные по всей стране, остаются уникальными архитектурными сооружениями и памятниками советского строительства.