Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Дети

Занятия по развитию речи в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений в соответствии с возрастной категорией. От правильности произношения и умения выражать собственные мысли зависит успешность адаптации малыша среди сверстников, а также дальнейшее обучение в начальной школе. Именно уровень развития языковых навыков показывает, каков уровень психического и интеллектуального развития у конкретного ребенка.

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Занятие по развитию речи со средними дошкольниками проводится только в игровой форме. Это связано с психологическими особенностями детей данного возраста, поскольку они мыслят предметно. У них еще не сформирована усидчивость и внимательность. Дети среднего дошкольного возраста слишком эмоциональны, поэтому легко устают. Игровые занятия должны соответствовать возрасту. Успех обучения зависит от того, насколько ребенок проникнет в игровой процесс, насколько данное мероприятие станет его собственным. В процессе игры малыш задействует все основные психические процессы. Он слышит, действует, видит, взаимодействует с окружающим миром через разнообразные игровые приемы. На занятиях ребенок слушает пояснения воспитателя, отвечает на поставленные вопросы, учится слушать ответы других детей. В процессе игры малыши не замечают, что тоже учатся.

Проблемы речевого развития дошкольников среднего возраста

1. Ситуативная речь — неумение строить сложные и сложноподчиненные предложения. У таких детей речевые обороты сформированы, как правило, из предложений, которые состоят их двух-трех слов.

2. Маленький словарный запас.

3. Речь, в которой присутствует сленг и нелитературные выражения.

4. Плохая дикция.

5. Логопедические нарушения речи.

6. Неумение построить диалогическую речь, правильно задать вопрос, дать краткий или развернутый ответ, исходя из ситуации.

7. Неумение построить монологическую речь: пересказать сюжет рассказа близко к тексту или своими словами, составить рассказ-описание на конкретную тему.

8. Неспособность использовать в собственных выводах логическое обоснование.

9. Не сформирована культура речи: ребенок не может подбирать интонацию, темп речи, громкость голоса и прочие параметры в конкретной речевой ситуации.

Как развивать связную речь у дошкольников?

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Что включают занятия по развитию связной речи? Под связной речью подразумевается возможность точно, образно, логически и последовательно излагать какую-либо информацию. Речь должна быть построена грамматически правильно. Связная речь включает:

— Диалог. Предполагает знание языка, обеспечивает живое общение между детьми. Диалог может быть построен в виде отдельных реплик, беседы между участниками, высказываний вида «вопрос-ответ». Занятия по развитию речи в средней группе предполагают формирование умений диалоговой речи: ребенок учится кратко и емко отвечать на поставленные вопросы, вступать в дискуссию с воспитателем и сверстниками. На занятиях продолжается формирование навыков культуры общения: детей учат выслушивать собеседника, не перебивать говорящего, не отвлекаться, включать в речь синонимические формы этикета.

— Монолог. Представляет собой связную речь одного лица, навык формируется к пяти годам. Сложность такой речи заключается в том, что ребенок в среднем дошкольном возрасте еще не в состоянии программировать собственное высказывание, выражать мысль логически, последовательно и непрерывно. Занятия по развитию речи в средней группе предполагают обучение трем видам монологической речи: рассуждению, повествованию и описанию. При этом малыши учатся описывать предмет и пересказывать небольшие тексты.

Речь с движениями в средней группе

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Речь с движениями (средняя группа) позволяет координировать движения рук и ног с произносимыми фразами. У многих детей среднего дошкольного возраста движения неточные и несогласованные. Занятия по развитию мелкой моторики рук позволяют поднять уровень речевого развития, постепенно научиться координировать движения с речью.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал специальную оздоровительную методику воздействия на руки. Согласно его учению, на пальцах имеется большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему. На кистях расположены акупунктурные точки. Массируя их, можно воздействовать на состояние внутренних органов. Именно данное учение легло в основу развития речи с использованием движений. Специалисты выявили, что от точности движений мелких мышц рук зависит правильность и уровень развития речи. М. Монтессори в своей книге «Помоги мне сделать это самому» подчеркивает: «Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстаёт, то отстаёт и речь». Такие занятия по развитию речи в средней группе включают:

— пальчиковые игры (с использованием скороговорок, стихотворений, физминуток, пальчиковой гимнастики);

— работу с крупой (перебор круп разного размера, рисунки на крупе);

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

— аппликации (мозаичную, обрыванием, из палочек);

— бисероплетение;

— шнуровку;

— работу с бумагой;

— цветы из шерстяных ниток;

— картины из яичной скорлупы;

— штриховку;

— обвод рисунка по контуру;

— графические диктанты;

— задания вида «закончи рисунок»;

— лепку с применением природного материала;

— графические упражнения;

— рисование по трафаретам;

— работу с водой (переливание воды пипетками);

— строительство колодца из спичек;

— работу с дыроколом;

— дидактические игры и упражнения с применением природного, хозяйственно-бытового материала.

Занятия по коррекции речи

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Как осуществляется развитие речи (средняя группа)? Занятия направлены на расширение словарного запаса, дикции, формирование умения правильно использовать интонацию и развернутые ответы, строить доказательства, составлять диалог. Для развития и коррекции речи в средней группе используют комплекс упражнений:

— Разговор по картинке — он подразумевает рассказ по сюжету иллюстрации. Такое задание позволяет подбирать близкие по смыслу слова (синонимы), запоминать значение слов. Для занятий подходят специальные печатные издания, в которых имеются тесты и разнообразные упражнения, направленные на развитие данных навыков.

— Скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки не только расширяют словарный запас детей среднего дошкольного возраста, но и помогают скоординировать речевой аппарат. Такие упражнения позволяют исправить дефекты речи, когда ребенок в процессе разговора заглатывает окончания слов или, наоборот, растягивает слова при разговоре.

— Игры вида «Что это значит?» или «Почему так говорят?» позволяют подбирать слова, близкие по значению, при объяснении того или иного понятия. Для этого рекомендуется использовать фразеологизмы, пословицы и поговорки.

— Игра «Журналист» позволяет детям развивать навыки диалоговой речи. Ребенок учится составлять вопросы для «интервью», последовательно и четко излагать свои мысли.

Как проанализировать занятие по развитию речи?

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Анализ занятия по развитию речи необходим не только для формирования отчетности, но и для того чтобы понять, какие методы обучения являются наиболее успешными и подходят для повышения уровня речевого развития именно в данной группе. В процессе анализа воспитатель может проконтролировать, сколько времени понадобилось на усвоение нового материала, кто из детей материал не усвоил или сделал это на низком уровне. В процессе анализа необходимо обратить внимание на такие моменты:

— насколько получилось мотивировать каждого участника к обучению;

— насколько правильно каждый выполнял инструкции педагога;

— какие моменты не удались;

— какие методы и приемы были задействованы, какие из них оказались нецелесообразными;

— доступно ли был изложен материал;

— каков общий эмоциональный климат занятия;

— на какие моменты необходимо обратить внимание на следующем занятии;

— какие навыки и умения нуждаются в коррекции;

— кому из детей нужно уделить повышенное внимание.

В каких случаях развитие речи детей средней группы (4-5 лет) не соответствует норме? Когда нужна консультация логопеда и невролога?

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Консультация логопеда и невролога в экстренном порядке нужна в случае, если:

— у ребенка маленький словарный запас или полностью отсутствует речь к 4 годам;

— речь малопонятна, основана на большом количестве жестов;

— ребенок заикается, запинается или имеет прочие явные логопедические нарушения;

— имелись в прошлом травмы головы, носоглотки или ротовой полости, которые привели к нарушению речи или молчанию.

Своевременное обращение к специалистам поможет скорректировать нарушения речи, иначе ребенок говорить правильно не сможет, он будет обречен учиться в специализированной школе для детей с дефектами речи. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.