Ежедневно дошкольные образовательные учреждения организуют проведение утренней гимнастики. Этот режимный момент проходит перед завтраком, как только дети пришли в детский сад.
Результаты диспансеризации указывают на низкий процент абсолютно здоровых детей и на повышение количества малышей, имеющих отклонения в развитии или проблемы со здоровьем. Ослабленный иммунитет вызывает частые болезни. Решить оздоровительные задачи помогает утренняя гимнастика. Первая младшая группа уже способна выполнять простые комплексы, состоящие из упражнений, доступных малышам.
Для чего нужна утренняя гимнастика?
Во время выполнения упражнений решается сразу несколько важнейших задач:
- укрепление мышц и костной ткани;
- формирование осанки;
- активизация сердечно-сосудистой системы;
- развитие дыхания;
- возникает ощущение бодрости, появляется возможность стряхнуть сонливость, пробудиться к деятельности;
- формируется привычка к занятиям физкультурой;
- происходит лёгкое закаливание.
Три этапа утренней зарядки
Гимнастика обычно состоит из трёх этапов. Начинается действие со строевых упражнений. Их сменяет движение по кругу, дети шагают и бегают. При этом совершенствуется дыхательная система, активно работает кровообращение.
После этого дети переходят непосредственно к самому комплексу общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту. А после него — к прыжкам или бегу на месте. Завершается режимный момент упражнениями на восстановление дыхания. Иногда используется чтение хором речёвок, стихов про сделанную зарядку.
Становитесь по порядку на весёлую зарядку!
Цель вступительной части – настроить ребёнка на зарядку, развить навыки ориентирования в пространстве, совершенствовать виды ходьбы и бега. В назначенное время дети строятся в шеренгу в спортивном зале, выполняют простые строевые команды, например, налево, направо, шаг вперёд, шаг назад и другие. Затем они движутся друг за другом по кругу. Виды движений могут включать в себя:
- марш;
- подскок;
- галоп;
- на носочках;
- на пятках;
- приставной шаг;
- лёгкий бег;
- ходьбу с высоким подниманием колен;
- другие команды
В комплексы утренней гимнастики в первой младшей группе, как правило, не включаются подскоки, галоп и другие сложные виды движений, а берутся только простые, доступные детям.
Завершается первая часть зарядки обычной ходьбой, чтобы восстановить дыхание после бега. Затем дети перестраиваются, чтобы равномерно распределиться по залу для выполнения общеразвивающих упражнений.
Как можно расположить детей?
- в кругу;
- колоннами;
- подгруппами;
- парами;
- шеренгами.
Раз, два, три, четыре, пять – упражнения выполнять!
На второй этап зарядки приходится основная часть физической нагрузки. Дети разминают:
- руки;
- ноги;
- плечевой пояс;
- туловище.
В зарядку включаются упражнения для отдельных групп мышц и на их комбинации. Например, могут быть задействованы ноги и туловище одновременно. Эти действия особенно полезны, так как развивают координацию и вовлекают больше частей тела. Задания для детей подбираются так, чтобы работали и крупные мышцы, перечисленные выше, и мелкие.
Комплексы утренней гимнастики в первой младшей группе, конечно, не будут состоять из такой разнообразной деятельности. Детям пока доступны только самые простые движения. Для привлечения внимания рекомендуется образное название упражнений, использование атрибутов, наглядности, речевое сопровождение зарядки.
После общеразвивающих упражнений следуют прыжки. Они могут быть различных видов:
- на одной или на двух ногах;
- вокруг себя;
- перекрестные;
- с продвижением.
Попрыгав, дети нуждаются в восстановлении дыхания, поэтому необходимо выполнить специальные упражнения, чтобы расслабиться и набраться спокойствия, дышать мерно и ровно.
Чем завершить зарядку?
В заключительной части дети идут по кругу. Затем можно использовать какую-то малоподвижную игру, а также эмоциональные моменты, которые подчёркивают пользу зарядки, – стихи, песни, кричалки. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» — радостно кричат дети, покидая спортивный зал.
Особенности подбора упражнений для малышей
Комплексы утренней гимнастики в первой младшей группе должны активно задействовать крупные мышцы. Важно, чтобы зарядка активизировала работу всех основных систем организма.
Дети третьего года ещё не координируют действия рук, ног и туловища, поэтому у них могут возникать трудности при выполнении зарядки. Им сложно повторить упражнение сразу так, как показал взрослый, поэтому им следует разрешить делать так, как они могут, не поправлять их движения. Например, воспитатель показывает, как потянуться высоко-высоко, дети стремятся потянуться также, но получиться может пока только подобие действия. То же самое касается наклонов и других упражнений. Постепенно ребёнок станет более координированным и освоит движения, которые сразу не получились.
Комплексы утренней гимнастики в первой младшей группе включают упражнения из разных исходных положений:
- Стоя на ногах.
- На коленях.
- Сидя на полу или на стуле.
- Лёжа на спине или на животе.
- На четвереньках.
- И другие.
Используя различные исходные положения, можно снять излишнюю нагрузку на детский позвоночник, чередуя работу основных групп мышц. Так, комплексы утренней гимнастики в первой младшей группе решают задачу выработки хорошей осанки.
Задача воспитателя — подобрать движения так, чтобы одна и та же группа мышц не работала длительно. Чередование позволит заставить работать всё тело.
Пособия и атрибуты для зарядки
Гимнастика для первой младшей группы может включать в себя действия с предметами:
- кубиками;
- платочками;
- палочками;
- флажками;
- ленточками;
- колечками.
Когда для общеразвивающих упражнений используются небольшие игрушки или атрибуты, создаётся дополнительное мышечное напряжение. Кроме того, дети увлечённо выполняют движения, радуясь игрушке. Смена предметов позволяет удерживать интерес и даёт возможность отрабатывать одно и то же движение. Это не вызывает монотонности. Дети поднимают вверх платочек, в следующем комплексе – стучат кубиками над головой, ещё в одном – тянутся ладошкой к солнышку. Атрибуты меняются – движение совершенствуется. Это лучше, чем просто просить детей поднимать руки вверх под счёт.
Предметы можно использовать и для познавательного развития. Дети узнают, что такое мяч, флажок, как их нужно держать, какого они цвета, какой формы и так далее.
Наши пальчики играли
Для развития мелкой моторики детей педагогами часто используется пальчиковая гимнастика. Первая младшая группа тоже включает этот элемент. Он вводится в занятия, прогулки и другие режимные моменты. Небольшие речитативы, сопровождающиеся движениями пальчиков и рук, помогают детям в игровой форме совершенствовать мелкую моторику. Кроме того, пальчиковая гимнастика совершенствует мышление и речь. Движения повышают активность коры головного мозга, речевые и двигательные центры активизируются, что способствует их развитию.
Во время выполнения пальчиковых игр и упражнений ребёнок:
- учится понимать речь;
- развивает мелкую моторику;
- совершенствует мышление;
- весело играет.
Утренняя гимнастика в саду – мощное средство оздоровления детей. Особенно большое значение она имеет в первой младшей группе, когда ещё только происходит формирование мышления и речи, создаётся привычка к активному образу жизни, к занятиям физкультурой. Очень важно соблюдать все основные принципы построения зарядки, чтобы она могла развивать детей, а не навредила их хрупким организмам.