Дагестан является центром ручного ковроткачества на российской территории. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с ясными композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречно и четко вытканы, основные орнаменты отличаются крупными размерами. В тканых изделиях характерным является сочетание теплых и холодных цветов.
Дагестанское ковроделие
Популярные во всем мире дагестанские ворсовые ковры производятся на юге республики. Условно модели подразделяются на четыре вида, которые различаются орнаментами, плотностью и длиной ворса:
- лезгинские – «ахты», «микрах», «касумкент»;
- дербентские – «дербент»;
- рутульские – «рутул»;
- табасаранские – «рушуль», «хив», «табасаран».
Для ковриков вида «хив» отличительными особенностями являются длинный ворс (до 6 мм) и количество узлов (завязанных на 10 см2) до 1764 штук. В других ковровых изделиях количество узлов меньше и составляет до 1600.
Особенности табасаранских ковров
Ранее самым значимым предметом домашнего обихода считались табасаранские ковры ручной работы. Цены на них были настолько высокими, что после продажи одного семья больше шести месяцев могла прожить безбедно. Такое ковровое изделие по стоимости приравнивалось к парочке лошадей или нескольким головам более мелкого рогатого скота.
Табасаранские ковры отличаются от других долговечностью, секрет которой объясняется особенной техникой изготовления качественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета при помощи натуральных красителей: кора ореха, полынь, барбарис.
В прошлом в каждом доме был станок для ткачества. Если им не пользовались, то его аккуратно разбирали и хранили до момента, пока не понадобится. У молодой девушки из Табасарана в приданом всегда были два больших ковра и одно небольшое ковровое изделие. При этом один должен быть соткан ее руками, в крайнем случае невеста должна была принять участие в его создании.
В давние времена для проверки качества сделанного ковра по нему пускали пробежать лошадей, оставляли на несколько дней под дождем и солнцем, иногда вымачивали. Ковер должен был остаться в исходном виде: только тогда мастерица докажет качество своей работы. Лучшие табасаранские ковры служили своим владельцам больше трехсот лет.
Изготовление табасаранских ковров
Принято считать, что дагестанские и табасаранские ковры – одно и то же. Но только на юге Дагестана сохранилось ремесло создания ковров. Такой нелегкой работой занимались исключительно женщины. Ковер ткался мастерицей вместе с подругами, соседками, родственницами. Бывает, что за одним станком трудятся до шести женщин. Они разговаривают, поют песни, рассказывают смешные истории, общаются. Иногда одно ковровое изделие создавалось больше пяти месяцев. Ковер плетут завязыванием узелков. На один узелок у профессиональной рукодельницы уходит до двух секунд, а за день их связывают около восьми тысяч. Примечательно, что в небольшом ковре можно насчитать больше трех миллионов таких узелочков.
На ткацком станке, который находится в середине дома, натягивают белые нитки. Они служат своеобразной канвой, с помощью которой будет выткан рисунок. На этой основе разноцветными нитками начинают завязывать узелки, которые постепенно приобретают законченную форму.
Ворсовые ковровые изделия развешивали на стенах для украшения жилища.
Безворсовый ковер «сумах», которым покрывают пол, выделяется среди других специальной методикой плетения. С обратной стороны на нем остаются длинные шерстяные (до 15 см) нити. Благодаря им ковровое покрытие очень мягкое и теплое.
Когда ковер выткан, его очищают от скопившейся пыли и мусора, выносят во двор. Женщины, которые работали над этим произведением, танцуют национальные танцы. Такой обряд свидетельствует об окончании этой нелегкой работы. Танцовщицы передают ковру свою положительную энергетику. К традиционным танцам не допускают одиноких женщин и тех, кто не принимал участия в его создании.
Рисунок – главное в ковре
Для табасаранских ковров свойственно постепенное охватывание меленьких узоров более крупными фрагментами. По площади коврового изделия располагают маленькие розетки. Каждую из них размещают в медальоны. Далее их размещают внутри многоугольников. Любой маленький узор и все крупные орнаменты выделены окантовкой и цветовой заливкой. При помощи геометрических соединений рукодельницы ткут разноцветные завитушки и узорчики. В этих тиснениях на обводке располагают орнамент ветки с цветами.
В середине ворсовых ковров в шахматном порядке размещают крупные рисунки, которые ассоциируются с листьями деревьев. В середину самых больших орнаментов вписывают меньшие, соответствующие по конфигурации, рисунки. Они выполнены в более светлых или более темных цветовых оттенках. Между крупными деталями вплетают геометрические цветы и очертания птиц. Весь рисунок ковра объединяют в единое целое при помощи ступенчатой обводки.
Сафар
Сафар — это звезда, очень интересный узор табасаранских ковров. Название подразумевает расположение звезды в центре коврового изделия. Это любимая отделка профессиональных мастериц. Бывает, что в середину добавляют маленький медальон, хотя встречаются орнаменты и без него. Формой сафар напоминает цветок с правильными лепестками. Ковры, которые украшены звездой, привлекают внимание большим разнообразием используемых оттенков. Все детали звезды располагают по полю в строго выверенном порядке. Центральная часть ковра чаще всего выполнена в синем и красном цвете.
Мерхер
Еще одним пользующимся популярностью среди мастериц по изготовлению табасаранских ковров является рисунок мерхер, похожий очертанием на санки. В середине изделия размещают по очереди медальоны в виде квадратов и шестиугольников. Их по всей длине ковра соединяют линиями. Эти объединенные геометрические фигуры напоминают силуэт санок. Часто от окаймленных краев в сторону к медальонам вывязывают рисунки, внешне напоминающие кукольный силуэт. Незанятое место заполняют мелкими элементами. Кайма отличается большим количеством узорных фрагментов, ковер выглядит богато и нарядно. Все фигуры, рисунки и узоры строго геометричны. Расцветка — гармоничное сочетание пряжи синих и красных цветов с добавлением белого, ярко-голубого оттенка шерсти.
Турар, топанча, шашки и пистолеты
Самым востребованным рисунком табасаранских ковровых изделий является турар (шашки). Узорные фигуры в этом виде рисунка размещаются диагонально. Название произошло от ассоциации со скрещенными шашками или пистолетами. Эти орнаменты объединяются маленькими медальонами. В результате диагонального сочетания создается сетка, которая размещена по отношению к краям под углом в 45 градусов. Традиционно в центре находится до трех рядов очень маленьких медальонов, которые объединены узорами топанча. По ширине и длине ковра размещают от трех до семи рядов более крупных фрагментов.
Такой вид рисунка выполняется светлыми оттенками бежевого, голубого, коричневого. В рисунках шашек используют насыщенные синие, зеленые, красные цвета, окаймленные черным. Незанятые места фона рукодельницы исправно заполняют маленькими розетками или другими узорами. Завершающей точкой в оформлении рисунка считается волнообразная кайма, цвет которой — белый с синими узорами.
Музей ковров в Дербенте
В 1982 году в городе открылся Музей ковроткачества. Его разместили в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю создания ковров, размещение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них приезжают специально, чтобы увидеть настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинает стартовать от 10 000 рублей за квадратный метр ковра. И это учитывая, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставочных мероприятиях ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.
Живите, цените жизнь и радуйтесь ей – такие пожелания мастериц передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в рисунок: кто-то увидит деревья и птиц на нем, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель рассмотрит горы, поднимающиеся ввысь, и равнину у подножия, по которой идет мужчина с плугом и пашет землю. Кажется, что ты увидел все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед глазами появляется рисунок, которого раньше не замечал… И снова картинка меняется…