В большинстве ДОУ работа с родителями в средней группе не проводится. А зачем? Дети давно адаптировались к жизни детского сада, а родители привыкли просто сдавать деньги на разные «нужды» педагогического процесса. Но при поступлении ребенка в школу обнаруживаются и пробелы в обучении, и проблемы психического развития из-за неграмотного взаимодействия педагогов с родителями.
Что включает в себя традиционное взаимодействие родителей и детского сада?
Стандартно во всех группах родителей в первую очередь заведующая знакомит с разовыми и ежемесячными финансовыми взносами на нужды детского сада, группы, педагогического процесса. Только потом педагоги информируют мам и пап об образовательной программе и содержании педагогического процесса, о дополнительных занятиях и мероприятиях.
Это неграмотная работа с родителями в саду, так как педагоги их не информируют об успехах и неудачах детей, не рассказывают, что делали на занятиях, не дают домашних заданий для закрепления материала. Мамам с трудом приходится добиваться встреч с узкими специалистами по работе с их детьми в случае психологической травмы, недоразвития речи или отставания в развитии.
Как узнать, как работают с детьми? Достаточно несколько раз внезапно приходить за своим ребенком в разный отрезок времени или опоздать на 40 минут. Тогда вы увидите, занимаются ли воспитатели с детьми, или дошкольники сидят на стульчиках в то время, как педагог пишет «бумажки».
Психологическая работа с родителями в средней группе
В дошкольных учреждениях, где воспитателям дети небезразличны, проводится постоянное просвещение родителей. Во-первых, все группы посещают узкие специалисты, которые проводят тесты и наблюдают за детьми. Во-вторых, они заносят в тетрадь список детей, с которыми нужно вплотную поработать, с кем провести коррекционную работу, а кто идет в рамках нормы. В-третьих, эти специалисты назначают встречу родителям конкретных детей.
Работа с родителями в средней группе детского сада может проводиться логопедом, который выявил плохо говорящих, путающих или пропускающих звуки детей. Психолог может поговорить о недоразвитии, страхах, тревожности, поведении, лживости, нравственных проступках или опасных фантазиях дошкольников. Физинструктор обратит внимание родителей на осанку детей, их физическую подготовленность, здоровье, закаливание.
Ни одно событие не остается незамеченным специалистом. Между педагогами ведется целенаправленное взаимодействие. Например, на занятии музыкой педагог заметил агрессивное поведение ребенка и предупредил воспитателя о дальнейшем наблюдении и выяснении причины. А при повторных случаях назначается работа с психологом, который впоследствии проводит беседу с родителями.
Педагогическая работа с родителями
Средняя группа — это период, когда дети могут не только развлекаться, но и активно обучаться. Воспитатели организуют работу с родителями по этим вопросам, по организации экскурсий и совместных праздников с детьми. Пятилетние дошкольники активное участие принимают в конкурсах, выступают в главных ролях в театрализованных представлениях, мастерят с родителями поделки.
Внимательные педагоги всегда найдут время для общения с каждым родителем, подчеркнув ежедневные успехи или неудачи их чада. Подскажут, какие провести с ребенком упражнения, корректно обратят внимание на появившиеся страхи или тревожность у их малыша. Работа с родителями в средней группе детского сада выстраивается не только на обсуждении детских проблем, но и на положительных моментах жизни.
Например, воспитатели информируют об областных мероприятиях и просят родителей с детьми поучаствовать в конкурсах. Могут вместе с мамами организовать совместное чаепитие или познавательную экскурсию. Следовательно, работа с родителями должна проводиться комплексно, а не ограничиваться сбором денег.