Для многих понятие «вариатор» может оказаться новым. Если вы тоже не в курсе, что такое вариатор, то можно сказать, что это такая коробка передач автомобиля, у которой отсутствуют ступени, а работа осуществляется посредством плавного уменьшения или увеличения передаточного числа. Такая особенность дает возможность максимально рационально использовать мощность двигателя, снижая расход топлива, при этом обеспечивая более качественную динамику автомобиля.
Принципиальная схема этого устройства была придумана Леонардо да Винчи в далеком пятнадцатом веке, но только в середине прошлого века мир увидел первый автомобиль с таким видом трансмиссии. В то время она была применена всего на нескольких моделях, однако более широко стала использоваться только в наше время после внесения значительных изменений в ее конструкцию.
Итак, что такое вариатор? Он включает в свой состав такой набор элементов: механизм заднего хода, узел, предназначенный разъединять вариатор и двигатель, то есть ориентированный на обеспечение нейтрального положения, вариаторная передача и управляющая система.
В работе современных автомобилей может быть использован один из двух типов вариаторов: тороидный или клиноременной. В основу клиноременного заложено два шкива, находящихся на разных осях. Между собой они соединены при помощи клиновидного ремня. Каждый шкив оснащен двумя конусными дисками, обращенными своими конусообразными вершинами друг к другу.
Диаметр шкива меняется посредством изменения расстояния между дисками. Если диски полностью соединены, то оно будет максимальным, а при полном раздвижении – минимальным. Таким образом, получается, что при плавном изменении расстояний между дисками ремнем будет передаваться различное передаточное число на ведомый шкив.
Говоря о том, что такое вариатор, стоит рассказать и о втором его виде – тороидном. Он не предполагает наличие ремней или цепей. В тороидном вариаторе присутствуют два вала, размещенные на параллельных осях, при этом они обладают сферическими поверхностями. Крутящий момент передается благодаря роликам, которые зажаты между валами. Синхронная смена положения роликов позволяет изменять передаточное число. Тороидный вариатор применяется намного реже, что связано с его усложненным устройством.
Отличие вариатора от автомата: механизмы разъединения
Вариатор и мотор разъединяются при помощи нескольких типов механизмов. Важно помнить, что конструктивные особенности вариаторной коробки передач не позволяют осуществлять движение задним ходом. Именно поэтому ее обычно дополняют специальными механизмами, предназначенными обеспечивать реверсивное движение. Данная роль обычно отводится такому устройству, как планетарный редуктор.
Современные вариаторы используют электронную управляющую систему, чьей основной функцией является изменение диаметров шкивов соответственно тому, как происходит изменение в работе двигателя. Задачей электрики является также управление сцеплением и планетарным редуктором.
Если вас интересует вопрос, чем отличается вариатор от автомата, то тут можно сказать, что внешне между автомобилями с такими коробками передач нет никакой разницы. Есть две педали, а также селекторный переключатель. Но в случае наличия вариатора отсутствуют привычные фиксированные передачи, а также замедления и толчки, сопряженные с их переключением. Такой вид коробки передач плавно и уверенно разгоняет автомобиль, а дергания и толчки при этом полностью исключены. Современные производители избавились от этой проблемы посредством внедрения возможности выбора из определенного числа фиксированных положений передаточного числа. Сделано это специально для имитации классических передач.
Теперь вам известно, что такое вариатор.