Кто из нас в далеком прошлом не посещал детский сад? И неудивительно, ведь от того, как малыш приспособлен к социуму, общению со сверстниками и взрослыми людьми, во многом зависит его будущая успешная адаптация в школьном коллективе. Поэтому для того чтобы стать успешным, общительным, иметь логический склад ума и быть способным самостоятельно найти решения в какой-либо сложной ситуации, ребенку просто жизненно необходимо посещать детский сад. Ребятишек 4–5 лет принято называть дошкольниками. В этом возрасте родители ведут их в среднюю группу ДОУ. Задача педагогов в этот период заключается в том, чтобы максимально развить способности детей, обогатить накопленный ими до этого багаж знаний и подготовить их к школьной жизни. Для этого в детских садах проводят занятия, называемые интегрированными. О том, что они собой представляют и какую роль играют в интеллектуальном развитии малышей, узнаем из данной статьи.
- Что такое интегрированное занятие?
- Что следует учитывать при планировании интегрированного занятия?
- Необходимость интегрированных занятий
- Пример плана занятия на тему «Зима»
- Пример занятия (интегрированного) на тему «Весна»
- Пример плана-конспекта занятия на тему «Осень»
- Примерный план занятия по математике
- Пример плана занятия по ФГТ
Что такое интегрированное занятие?
Простыми словами можно сказать, что интегрированное занятие (в средней группе включительно) – это не что иное, как совокупность приемов, используемых с целью определения воспитанниками сути изучаемой темы, формирования у них целостной картины анализируемого явления или процесса. Подобное занятие является тематическим и включает в себя несколько различных видов деятельности. Благодаря этому процесс обучения не утомляет детей, а, напротив, вызывает у них повышенный интерес к учебе и желание узнавать новое и неизвестное. Кроме этого, интегрированное занятие в средней группе является непродолжительным, и у ребят остается достаточно времени на игры и прогулки на свежем воздухе.
Что следует учитывать при планировании интегрированного занятия?
Обучение дошкольников – сложный процесс, требующий от педагогов не только соответствующих знаний, но и усердия, терпения и огромных усилий. Важно отметить тот факт, что, планируя каждое интегрированное занятие в средней группе, необходимо учитывать следующие моменты:
Необходимость интегрированных занятий
Потребность в проведении интегрированных занятий в ДОУ обусловлена рядом причин, наиболее важными из которых являются:
Пример плана занятия на тему «Зима»
Прежде чем провести интегрированное занятие в средней группе на тему «Зима», педагог составляет подробный план. В сжатой форме он может выглядеть следующим образом:
1. Цель – обогатить знания детей о временах года и природных явлениях, характерных для них.
2. Задача – закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе в зимний период.
3. Планируемые результаты:
- дети знают, какие природные явления имеют место зимой;
- безошибочно определяют зиму по ее основным признакам;
- могут без посторонней помощи дорисовать рисунок на тему «Зима».
4. Методы: рассказ, диалог, наглядное пособие, анализ, экспериментирование.
5. Подготовка к занятию: прогулка с детьми, во время которой их внимание направляется на то, как идет снег, как он ложится на почву, деревья, дома; педагог предлагает детям слепить снеговика, поиграть в снежки и построить фигурки из снега и льда.
6. Ход занятия:
I) Вводная часть – педагог наряжается в костюм Зимы, входит в группу и приветствует ребят.
II) Основная часть:
— при помощи различных загадок воспитатель выясняет, что детишкам известно о зиме;
— используя наглядное пособие, педагог дополняет ответы детей;
— новую информацию предлагается закрепить практически (проводится какой-нибудь увлекательный эксперимент);
— физкультурная пауза;
— проведение дидактической игры, в ходе которой ребята должны выявить признаки изучаемого времени года;
— детишкам предлагается нарисовать рисунок на тему «Зима».
III) Итог интегрированного занятия: педагог благодарит детей за проявленный интерес, задает наводящие вопросы и хвалит за правильные ответы.
Пример занятия (интегрированного) на тему «Весна»
Интегрированное занятие в средней группе на тему «Весна» можно спланировать следующим образом:
- Загадки на тему «Весна».
- Чтение стихотворения о весне, после чего педагог задает детям вопросы.
- Проведение дидактической игры, в ходе которой дети должны включить воображение и продемонстрировать, как растет травка, расцветают цветочки, все ярче светит солнышко, растет день и уменьшается ночь;
- Физкультурная пауза, пальчиковая игра.
- Проведение игры «Угадай детеныша»: воспитатель называет животного, а задача ребятишек – правильно назвать его детеныша.
- Заучивание песни о весне.
Пример плана-конспекта занятия на тему «Осень»
Интегрированное занятие в средней группе на тему «Осень» можно провести, придерживаясь следующего плана:
- Воспитатель наряжается в костюм весны, приветствует детей и просит их отгадать несколько загадок на тему осени.
- Педагог с выражением читает 1-2 стихотворения об осени, после чего задает детишкам вопросы.
- Чтобы интегрированное занятие в средней группе на тему «Осень» было увлекательным, педагог предлагает воспитанникам поучаствовать в небольшом театрализованном представлении. Для этого он раздает им маски разных зверей и помогает выучить короткий текст из 1-2 предложений.
- Воспитатель просит детей подойти к компьютеру и демонстрирует им слайд-шоу об осени и различных осенних явлениях.
Примерный план занятия по математике
Можно провести интегрированное занятие в средней группе по математике под названием «Математический паровозик». Спланировать такое занятие несложно. К примеру:
- Воспитатель входит в помещение, приветствует детей и предлагает им отправиться в путешествие на паровозе. В этой увлекательной поездке педагогу предстоит быть кондуктором, а ребятам – пассажирами.
- Дошкольники должны определить свои места в вагонах в соответствии с предложенными им цифрами (от 1 до 5).
- После того как дети займут свои места в «вагонах», воспитатель торжественно объявляет, что поезд отправляется.
- Держась за спины друг друга, дети перемещаются по помещению до тех пор, пока воспитатель не объявит остановку.
- Первая остановка называется «Мячи». Педагог показывает воспитанникам сначала один мяч, а затем несколько. Мячи должны быть разных цветов и размеров. Детям предлагается назвать, какого они цвета, формы, и посчитать их количество.
- Вторая остановка называется «Части суток». Педагог просит воспитанников подойти к плакату «Части суток», внимательно его рассмотреть и составить по нему короткий рассказ. После того как дети справятся с этим заданием, воспитатель предлагает им открыть свои рабочие тетради и нарисовать в них вечернюю прогулку с родителями.
- Третья остановка называется «Геометрические фигуры». Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором расположены различные геометрические фигуры. Перед ребятами ставится задача правильно выбрать ту из них, которую назовет педагог. Далее следует работа в тетрадях. Дошкольники должны нарисовать все выученные ими геометрические фигуры и разукрасить их.
- Четвертая остановка называется «Любимая группа». Педагог объявляет о том, что путешествие подошло к концу, и хвалит детей за их хорошее поведение и проявленный ими интерес.
Пример плана занятия по ФГТ
Интегрированное занятие в средней группе по ФГТ на тему «Веселая прогулка» можно провести, руководствуясь следующим планом:
- Воспитатель заходит в группу и приветствует детей.
- Воспитатель предлагает ребятам побеседовать и рассказать, как каждый из них добрался сегодня в садик. При этом, чтобы упростить детям задачу, педагог задает им наводящие вопросы и показывает разные иллюстрации.
- Далее воспитатель показывает дошкольникам светофор и объясняет значение каждого его цвета. После этого детям предлагается послушать увлекательный рассказ с целью лучшего запоминания полученной информации.
- Следует игра «Я – пешеход». Суть заключается в том, чтобы дети построили на своих столах настоящий маленький городок, в котором есть большие и маленькие улицы, дороги, автострады, пешеходы и различные виды транспорта. Дети должны передвигать фигурки пешеходов по «городу», не нарушая при этом элементарных правил безопасности.
- По окончании игры педагог просит воспитанников нарисовать светофор и раскрасить его, а затем объяснить обозначение каждого цвета.