Для каждого родителя собственный ребенок и умен, и красив. И когда воспитатель рекомендует проводить те или иные упражнения дома для закрепления знаний, то появляется недовольство у мам и пап, которые считают, что занятие по математике в средней группе должны проводить только педагоги в детском саду. Однако при совместном обучении дети быстрее поймут новый материал.
Что должен знать ребенок в свои 4 года?
Каждая группа работает по своей программе, где указаны знания и навыки, которые будут сформированы у детей к концу учебного года. Родители обязаны изучить данный материал, переписать и при необходимости приобрести эту программу, чтобы проводить практические занятия по математике дома.
Согласно психологическим исследованиям, дети в возрвсте 4-5 лет должны обладать следующими математическими знаниями.
- Понимать значение терминов «один-много», «больше-меньше-поровну», «выше-ниже-справа-слева-ближе-дальше-между-за-перед-после-около-рядом».
- Уметь считать до пяти и обратно. Знать счет до десяти.
- Учиться соотносить число с количеством предметов и цифру с числом, решать простейшие логические задачки, пользоваться знаками: «=», «+», «-».
- Уметь уменьшать, уравнивать и увеличивать предметы между собой.
- Различать 5 геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, овал, треугольник.
- Уметь сравнивать предметы по высоте, ширине, длине.
В одних ДОУ эти требования выше, в других – ниже. Все зависит от образовательной программы и взаимосвязи со школой, куда потом дети поступают по окончании детского сада. Также детки должны свободно решать примеры на сложение и вычитание на «1» при помощи наглядного материала.
Каким должно быть занятие математикой в средней группе?
Любое математическое занятие должно соответствовать возрастным требованиям и содержать элементы новизны и игры. Несмотря на то что дети получают тетради, карточки для работы, им надоедает выполнять однообразные действия: считать предметы, называть их и проводить от них линии к аналогичной цифре.
Поэтому занятие по математике в средней группе должно быть интересным и содержать интригу. Например, пришел сказочный герой, который не может самостоятельно попасть домой, а дети помогают ему справиться с трудностями. Уроки со сказочными героями позволяют решать задание всей группой, частью или давать индивидуальные поручения.
Обычно на одно занятие отводится 3 задачи: две на закрепление материала и одна на получение новой информации. Например, счет до пяти, геометрические фигуры и дни недели. Задач нужно продумать столько, чтобы педагог мог увидеть уровень знаний каждого ребенка. Если вопросы математического характера задавать периодически в течение дня, то определить уровень детей будет несложно.
Как подготовиться педагогу к занятиям по математике?
Групповые занятия по математике будут интересными, если к ним готовиться заранее:
- подготовить дидактический, демонстрационный и раздаточный материал;
- запастись литературной базой, где есть цифры, логические загадки;
- найти упражнения для разминки на заданную тему;
- подыскать сказки с математическим уклоном;
- соединить знания по математике с творчеством: рисованием, аппликацией, лепкой.
Если педагог владеет в совершенстве литературным материалом, то даже занятия с рабочими тетрадями могут пройти незаметно для детей, так как при первых признаках усталости дошкольники делают разминочные упражнения, обогащают словарный запас, повторяя за воспитателем стихотворения.
Если между письменными задачками устраивать соревнования между группами, то дети также легко запоминают материал. Например, в первой группе воспитанники должны взять по одному красному кругу из корзинки, а во второй группе у каждого ребенка должно быть в руках три зеленых треугольника. Или у каждого ребенка своя цифра, и он должен встать под своим порядковым номером.
Легче проводить занятия, если готовы конспекты на весь процесс обучения с данной группой детей. Тогда со следующим потоком малышей уроки только корректируются.
Математика повсюду: задачки для родителей
Не все родители понимают, как делать домашние задания с детьми дома. Именно поэтому мамы должны заранее узнать о содержании программы, по которой проходит обучение. Кроме того, в каждой группе на стенде для родителей вывешивается важная информация по развитию детей на каждом занятии.
Родителям важно знать основные требования, а задачки можно увидеть в окружающем мире. Например, гуляя с ребенком на детской площадке, закреплять порядковый и обратный счет до 5-10 в домике со счетами. Можно считать ступеньки на лесенке, кошек, лягушек, уточек, детишек…
Геометрические фигуры можно повторить при помощи песочных форм, рисования мелками или помощи на кухне. Даже разделить фрукты между сестрами и братьями поровну или принести маме две луковицы и четыре морковки — это тоже своего рода занятие по математике (в средней группе такие задания детям по силам).
Примеры игр-задачек
Если математические задачки на сложение и вычитание родители могут найти сами, то литературный материал подыскать сложнее. Одним – лень, другим не хватает знаний, поэтому воспитатели должны в группе вывешивать дидактические карточки со стихами и загадками по математике.
Например, стишок Г. Виеру на закрепление «один-много»:
«Не хочу 1 клевать я!
Пусть скорей приходят братья.
Где ж они? Под старой липой!
Как зовут их? Цыпа-цыпа!»
Или загадка про светофор на закрепление цифры «три»:
«У него глаза цветные.
Не глаза, а 3 огня.
Он по очереди ними
Сверху смотрит на меня»
Или стихотворение С. Волкова на закрепление цифры «два»:
«2 подружки – Маша с Дашей,
Съели 2 тарелки каши,
Чаю выпили 2 кружки
Маша с Дашей, 2 подружки.
И вдвоем пошли гулять,
Во дворе с мячом играть»
Занятие по математике в средней группе и дома, с интересными стишками, задачками, считалками будут детьми запоминаться быстрее. Если привнести элементы театрализованных, пальчиковых игр и сказок, то ребенок сможет уяснить даже сложный материал. Главное, проследить, чтобы дошкольник не зазубрил материал, а понял его, тогда и в школе у него не возникнет проблем с математикой.