Бензиновые двигатели – это тип ДВС, в которых сжатое топливо поджигается искрой электрического происхождения. Мощность в них контролируется и управляется регулировкой потока воздуха.
Бензиновый двигатель по сравнению с дизельным имеет большую частоту вращения и объемную (литровую) мощность, а вибрации и шум – наоборот, ниже. Горючая смесь регулируется в основном количественно, отчего при малой и средней мощности (обычный режим работы для легкового автомобиля) действенное сжатие низкое. Поэтому наблюдается слабая эффективность сгорания и следующего за ним расширения – отсюда значительный расход топлива.
Получается, что при номинальной мощности коэффициент полезного действия такого двигателя ниже аналогичного показателя у дизеля на 20%. При частичных режимах эта разница достигает 40% и даже более. Этот факт был неоднократно подтвержден сравнительными и эксплуатационными тестами и испытаниями транспортных средств с обоими типами двигателей одинаковой мощности.
Если говорить о степени токсичности выделяемых отработанных газообразных веществ, то можно отметить, что благодаря усовершенствованию бензиновых двигателей в последнее десятилетие данный показатель стал значительно лучше. На это оказал влияние и управляемый поршневым процессором короткий прямой впрыск с помощью форсунок. В то же время, по мнению многих авторитетных специалистов из передовых автомобилестроительных компаний, в современных условиях высоких требований к мерам по защите экологии и окружающей среды бензиновые двигатели все же уступают дизелям – наиболее перспективным и отвечающим вышеназванным требованиям двигателям. Однако работы по обеспечению и совершенствованию экологичности первых не прекращаются.
Если в автомобиле установлен бензиновый двигатель, то с ним в норме происходит 4 рабочих такта:
- Впуск. При этом поршень одного цилиндра опускается вниз, и двигатель, словно насос, через открывающийся клапан «всасывает» бензин и воздух.
- Сжатие. Оба клапана – выпускной и впускной – закрыты. Теперь поршень поднимается вверх, сжимая смесь из воздуха и топлива. По окончанию этого такта свеча зажигания вырабатывает искру, которая поджигает уже сжатую смесь.
- Рабочий ход. По-прежнему закрыты клапан впуска и клапан выпуска, топливо сгорает. Продукт сгорания быстро растет в объеме, из-за чего он толкает поршень вниз. Поршень, в свою очередь, приводит во вращение коленвал через шатун.
- Выхлоп. Поршень снова поднимается. Выпускной клапан открывается, и отработанные газы выходят в выпускной тракт, а затем – в атмосферу.
Есть некоторые особенности эксплуатации и устройства бензинового двигателя. Проблемы, из-за которых может понадобиться ремонт бензиновых двигателей, — это низкокачественное топливо, несвоевременное или некачественное техническое обслуживание, большой пробег. Для ремонта необходимо обращаться в специализированные автосервисы, где работают опытные мастера в соответствии со всевозможными требованиями производителя и технологическими картами, которые регламентируют все ремонтные операции для каждого механизма или узла.
Подводя итоги, нужно указать преимущества, которыми характеризуется бензиновый двигатель. Прежде всего, это – большая мощность при одинаковом объеме. Это связано с высокой энергоотдачей потребляемого топлива – бензина или этанола. Кроме этого, бензиновый двигатель сам по себе имеет более простую конструкцию и его стоимость ниже, чем цена дизельного. Ну и, само собой, он тише работает, что особенно начинают ценить автолюбители, пересевшие с бензинового автомобиля на дизельный, поскольку не могут привыкнуть к громко работающему мотору.