Бурное развитие горнодобывающей промышленности на протяжении последних десятилетий стало толчком для развития строительства современной карьерной техники, которая способна перевозить грузы большого объема. Самым передовыми по производству карьерных самосвалов, безусловно, является БелАЗ. Технические характеристики автомобилей этой марки просто не могут не производить впечатление. Современные БелАЗы обладают огромной грузоподъемностью и при этом имеют высокую проходимость. Они способны работать в самых труднодоступных местах и при неблагоприятных климатических условиях. Эти автомобили нашли широкое применение как в горнодобывающей промышленности, так и в строительстве крупных сооружений самого различного предназначения. БелАЗ, технические характеристики которого постоянно совершенствуются, стал поистине эталоном мощности и надежности.
История возникновения БелАЗа
Все начиналось в тяжелые послевоенные годы, в далеком 1948 г., когда в небольшом белорусском городке Жодино Минской области был построен завод торфяного машиностроения. В первые годы предприятие практически простаивало, пока в 1958 г. с Минского автозавода не было передано производство самосвалов МАЗ-525, способных перевозить 25 тонн груза. Хотя первая продукция не отличалась высоким качеством, производство МАЗов продолжалось довольно долго. Параллельно с этим велись разработки нового автомобиля. В итоге в 1961 г. с конвейера сошел первый БелАЗ-540, имевший грузоподъемность 27 т. В то же самое время конструкторами завода был создан БелАЗ, технические характеристики которого на тот момент казались просто фантастикой – этот грузовик мог взять на борт 40 т. груза.
За производство самосвалов, обладавших высокой грузоподъемностью, разработчики неоднократно удостаивались самых высоких наград на международных выставках спецтехники. И это был далеко не предел. В 1969 г. появился 75-тонный БелАЗ-549, а в 1978 г. – БелАЗ-7519, грузоподъемность которого составляла 110 т. Затем был 170-тонный БелАЗ-75211. К середине 80-х Белорусский автозавод был уже признанным лидером в производстве специализированной техники, выпуская до 6000 автомобилей в год, что составляло 50% мирового производства тяжелых карьерных самосвалов. В 1990 г. коллективом предприятия был побит мировой рекорд. Был создан новый 280-тонный БелАЗ, характеристики которого позволяли ему оставаться самым крупным автомобилем в течение 15 лет.
Перестройка и последующий развал Советского Союза не стали для завода преградой на пути развития тяжелой техники. Даже в лихие 90-е Белорусский автомобильный завод продолжал активное производство, подтверждением чего стали многочисленные государственные и международные награды.
БелАЗ сегодня
Начало нового тысячелетия ознаменовалось техническим перевооружением завода. В настоящее время это одно из крупнейших производств в мире. В 2004 г. производственные мощности БелАЗа возросли за счет объединения с Могилевским автомобильным заводом. В постсоветский период выпущен целый ряд принципиально новых моделей: 7540, 7548, 75481, 75483, 7560, а также БелАЗ-75131 и др. Настоящей гордостью белорусских автомобилестроителей является автомобиль с номером 75710, имеющий грузоподъемность 450 т. Этот БелАЗ, технические характеристики которого просто не могут не впечатлить, на данный момент является самым большим карьерным самосвалом в мире.
В наши дни Белорусский автомобильный завод входит в тройку самых крупных мировых производителей спецтехники, выпуская около 30% карьерных самосвалов самой различной грузоподъемности. При этом темпы производства ежегодно увеличиваются на 25-30%.