Банкет – это торжественный обед или ужин, организуемый по какому-то важному поводу. Мероприятие предполагает присутствие большого количества гостей и часто проводится в ресторане или на специально организованной площадке на природе. Современная индустрия предлагает различные формы банкета, каждая из которых имеет свои особенности.
Немного истории
Торжества, собирающие большое количество людей за одним столом, получили широкое распространение в Англии. В России для подобных событий использовалось слово «пир». Термин «банкет» вошел в обиход ближе к концу XVII века, но не имел широкого использования вплоть до середины XX века. И по мере развития ресторанной индустрии, наблюдающейся ближе к концу XX века, «банкет» сместил привычные «званый ужин», «торжественный обед».
Банкет может организовываться по поводу важного частного события в жизни – свадьбы и ее годовщины, рождения ребенка, дня рождения. А также является частью политического или светского мероприятия, связанного с вручением различных наград.
Форматы
Организация и обслуживание банкетов напрямую зависят от формата проведения. Принято выделять шесть основных типов:
Торжественный прием с полным обслуживанием
Наиболее сложным считается торжественный званый обед или ужин с полным обслуживанием, подразумевающий неукоснительное следование правилам этикета. Отличительной чертой такого вида банкета является отсутствие готовых блюд на столах и возможность выбирать их по своему усмотрению. Всем гостям предлагаются одни и те же кушанья, которые официанты выносят одновременно. Чтобы гости могли узнать, что они будут есть, каждому предлагается меню, в котором представлен перечень и очередность выноса блюд. Организованное торжественное мероприятие такого типа отличается чопорностью, поэтому устраивается по особо важным поводам, иногда имеющим государственную важность.
Торжественный прием с частичным обслуживанием и комбинированный банкет
Столы сервированы не только посудой и приборами, но и различными блюдами. Гости обслуживают себя сами, наполняя свои тарелки наиболее предпочтительными яствами. Наполнением бокалов обычно также занимаются гости. В задачу официантов входит вынос горячих блюд и десертов с чаем. Кроме того, они убирают лишние тарелки, пустые бутылки и приносят напитки, если они требуются. Такой тип является наиболее распространенным вариантом банкетов в ресторане, устраиваемых по случаю дня рождения или свадьбы.
Иногда проводимое мероприятие занимает достаточно времени и включает в себя несколько видов банкетов. Например, начинается он с приветственного коктейля. Обычно за это время должно собраться максимальное количество приглашенных. Затем следует традиционный банкет в ресторане, завершающийся чаем. Банкет-чай своими корнями уходит в Англию и ее старую традицию five o’clock, то есть чайную церемонию, устраиваемую около пяти часов вечера. Кроме чая и различных десертов, позволительно пить алкогольные напитки, но в довольно ограниченном количестве. Это мероприятие считалось чисто женским и часто являлось завершающей частью заседаний разных дамских организаций. Но со временем границы стерлись, и в них могут принимать участие мужчины. Проведение комбинированного банкета требует больших финансовых затрат, поэтому устраивается он довольно редко и по самым значимым случаям.
Фуршет
Такой вид проведения мероприятий появился во Франции, а название происходит от слова «вилка» — столовый прибор, которым пользуются все гости фуршета. Его отличительной чертой является свободное передвижение гостей по залу, совместной трапезы за столами и наличия посадочных мест не предусмотрено. Закуски и напитки обычно расставлены на отдельных столах. Каждый может положить в свою тарелку все, что понравится. Банкет-фуршет является довольно молодым видом проведения мероприятий в России, но практически мгновенно стал очень популярным. Этот формат идеально подходит для проведения приемов с большим количеством гостей и наличием небольшого помещения.
Особенности фуршета
При планировании фуршета важно обратить внимание на достаточное количество посуды. Гости по мере передвижения по залу и общения могут оставлять тарелки и бокалы в самых разных местах. При этом, захотев съесть что-то еще, они не будут вспоминать, куда дели свою посуду, и предпочтут взять новую. Поэтому ее должно быть как минимум в два раза больше, чем приглашенных. Обслуживание банкетов официантами формата фуршет сводится к двум задачам: забирать грязную посуду и угощать приглашенных напитками. Они обычно разлиты по бокалам и установлены на подносы, которые официанты разносят среди гостей, а те берут то, что им предпочтительней.
Можно обойтись и без официантов либо их меньшим количеством, если напитки также расположить на отдельном столе.
Еще один нюанс такого вида банкета — это правильно подобранная высота столов. Стандартная высота, которой обладает среднестатистическая банкетная мебель, недостаточна и может причинить неудобства гостям. Столы для закусок и напитков должны быть метр в высоту.
Меню для такого банкета – это закуски компактных размеров, которые легко съесть. При их формировании используются тарталетки, шпажки, креманки, специальные ложечки, стопки. Несмотря на то что среди столовых приборов можно использовать вилки и ложечки, лучше продумать меню таким образом, чтобы можно было без них обойтись.
Так как провести на ногах долгое время довольно утомительно, фуршет обычно рассчитан на время не более трех часов.
Варианты фуршетов
Фуршет, организуемый в виде банкет-коктейля, часто проводят по случаю важных фешн-событий. Например, после открытия нового бутика или презентации коллекции одежды. Столов здесь нет, всю работу по обслуживанию банкета выполняют официанты. Они предлагают гостям напитки и легкие закуски.
В перерывах между совещаниями, конференциями и лекциями довольно часто устраиваются кофе-брейки. Их длительность обычно составляет не более получаса, и организуются они в формате фуршета с полным самообслуживанием. Специальные столы сервируют печеньем, сладостями, бутербродами. Каждый гость самостоятельно наливает себе чай или кофе.
Банкет – это повод собрать вместе значимых людей по какому-то случаю. Формат его проведения может быть самым разным. На выбор влияет количество приглашенных, повод, официальным или светским планируется мероприятие, его продолжительность и бюджет. Кроме того, важно и личное предпочтение, и время года. Так, летом более востребованы открытые площадки, а в зимний период — закрытые помещения.