Автомобиль — одно из самых универсальных транспортных средств. Может служить как личным перевозчиком, так и грузовозом, выполнять специфические задачи, быть служебной машиной. На фоне всего перечисленного довольно интересно познакомиться поближе с одним из особых предназначений данного ТС: узнать, что это — автозак. Давайте перейдем к определению понятия.
Автозак — это…
Как свидетельствуют словари, героем нашего рассказа можно считать все машины, которые определялись при советской власти как воронки (ударение на последний слог). Автозак — автомобиль для перевозки подозреваемых и обвиняемых. Это словообразование из авто, автомобиль и заключенный.
Автозаком считается специализированный транспорт, чья основа — автобус, микроавтобус, грузовая машина. Его задача — перевозка спецконтингента (обвиняемых и подозреваемых). При этом стандартная конструкция ТС переконструирована таким образом, что не представляется возможным нарушить установленный режим содержания. В частности, совершить побег.
Особенности российских (советских) автозаков
В нашей стране автозак — это совокупность двух составляющих:
- Стандартное (без проведения доработки) шасси грузового ТС — КамАЗа, ЗИЛа, Урала, ГАЗа, МАЗа или автобусов ПАЗа, ГАЗели.
- Кузов, где находятся охранные инженерно-технические элементы.
Оборудование таких автомобилей обычно следующее:
- Спецкузов.
- Средства связи.
- Осветительные приборы.
- Средства оповещения.
Конструкция такой машины ГАЗ (или любой другой из списка выше) должна обеспечивать следующее:
- Линия охраны со всех сторон в рабочей кабине.
- Строго раздельное размещение спецконтингента в камерах согласно виду режима. Здесь большое внимание уделяется пунктам, прописанным в УПК РФ, КоАП, УИК.
Соответственно, чтобы обеспечить соблюдение этих условий, на грузовое шасси устанавливают специальный кузов. Уже в нем оборудуют салон для персонала и специальные отделения для подозреваемых и осужденных.
Спецкузов
Спецкузов автозака — это цельнометаллическая каркасная конструкция, которая имеет теплоизоляционный слой между наружной и внутренней стенкой. Обе эти обшивки обычно — листовая сталь толщиной не менее 0,8 мм.
К раме шасси грузовика или автобуса спецкузов присоединяют стандартными крепежными деталями. По материалу, качеству, конструкции они аналогичны элементам, которые крепят обычный бортовой кузов.
Пол обязательно обвивают листом железа с захлестом его на бока. Основание — из стальных профилей, сварное. Ячейки между ними — не более 300 х 300 мм. Все это вместе складывается в противопобеговую решетку основания.
Камеры для осужденных
Камеры для спецконтингента в таковых машинах ГАЗ могут быть как общими, так и одиночными. Традиционно их оборудуют позади рабочего салона, в задней половине кузова. Количество и расположение зависит как от марки ТС, так и его предназначения.
Сидения в камерах стационарные, жесткие, с раздельными спинками, крепящиеся на металлическом каркасе. Их конструкция такова, что без применения специнструментария невозможно открутить крепежные элементы.
Если камера в специальном автомобиле одиночная, то она будет оборудована сдвижной или распашной металлической каркасной дверью. Полотно последней — сплошное. Есть смотровой глазок с поворотной заглушкой. В верхней и нижней половине — отверстия для вентиляции.
В общих камерах обычно одностворчатые решетчатые распашные двери. Между стальными прутками ячейки 40 х 40 мм.
На дверях камер механические замки с автозахлопывающимся ригелем. Невозможность доступа к нему с внутренней стороны обеспечена конструктивно. На входной двери также замковое устройство.
На люке — запоры типа булавка. Габариты его проема — 470 х 500 мм. Выдерживает направленное вверх усилие выдавливания до 5 т, при этом не деформируясь и не теряя работоспособности. Аварийные люки открываются только снаружи, аварийно-вентиляционные — снаружи и внутри.
Салон для персонала
Помещение для караула стандартно помещают в переднюю часть машины и рабочего салона соответственно. В отсек устанавливают полумягкие кресла с раздельными спинками. Сидения в ГАЗ-автозаке могут быть различной конструкции:
- одноместные откидные;
- одноместные стационарные;
- многоместные.
Что касается входных дверей в этот салон, то они могут быть и откидными, и раздвижными. Минимальные габариты проема — 1540 х 580 мм (для кузовных автозаков). Если это машина на базе фургона или автобуса, все упирается в ее конструктивные особенности. На дверях обязательны ограничители открывания.
Окна — со сдвижным остеклением. С внутренней стороны — защитная решетка. Между ней и стеклом — сдвижная шторка.
Сигнализация
Чтобы обеспечить связь между автозаком и стационарными пунктами, машины оборудованы УКВ-радиостанциями. Могут быть установлены системы видеонаблюдения.
Стандартно установлено переговорно-сигнализационное устройство Незабудка. Оно обеспечивает следующее:
- Двухсторонняя связь между кабиной и кузовом.
- Ручная двухсторонняя подача сигнала Вызов (звук и свет).
- Ручная двухсторонняя подача сигнала Тревога (звук и свет).
- Автоподача Тревоги (звук и свет) в следующих случаях: открывание дверей, обрыв соединения, короткое замыкание между постовым устройством и датчиками, кабинным пунктом.
Прочие особенности
Рабочий салон нагревается дополнительным отопителем, который работает на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения мотора.
Под обшивкой кузовной крыши проложены линии освещения. На потолке — плафоны:
- Один — в одиночной камере.
- 2-4 — в общей.
- 2 — в салоне караула.
Плафоны защищают металлические решетки. Дополнительно может быть установлена фара-искатель. Присутствует щиток раздельного включения освещения, отопления.
Дополнительная комплектация
Автозак может быть укомплектован следующим:
- Огнетушители в кабине водителя и салоне караула.
- Две автомобильные аптечки.
- Противооткатные упоры.
- Символ аварийной остановки.
- Трап для подъема на крышу.
Автозак — специализированный транспорт для перевозки опасных пассажиров. Стоит на стандартном шасси грузовика или автобуса, но имеет кузов, по всем параметрам приспособленный к основной задаче ТС.