Легковые автомобили с внедорожными качествами пользуются у автомобилистов стабильным спросом благодаря высоким свойствам по проходимости, надежности и уверенной эксплуатации в отечественных условиях.
Появление внедорожников
Под термином «внедорожник» принято обозначать транспортное средство с улучшенной проходимостью, способное передвигаться по дорогам с различным покрытием, а также в условиях бездорожья и по пересеченной местности. Такие транспортные средства могут быть грузовыми и легковыми автомобилями. Кроме того, грузовые автомашины подразделяются на модели общего и специального назначения. К спецтранспорту относятся карьерные самосвалы и другая тяжелая автотехника.
Легковые автомобили повышенной проходимости появились в середине тридцатых годов прошлого века. Самым первым таким внедорожником принято считать автомашину «Мицубиси РХ 33». Японский внедорожник выпущен в единственном экземпляре, а так как конструкция получилась крайне сложной и дорогой и в серийное изготовление автомашина не пошла. Дальнейшее развитие этого класса связано с выпуском автомобилей внедорожников мелкими партиями для военных целей. К таким моделям следует отнести:
- американский «Форд Мормон»;
- немецкие «Хорьх-91» и «Фольксваген ТУР 82»;
- советский ГАЗ-61 («Эмка»).
Развитие класса автомобилей улучшенной проходимости
Массовое производство внедорожников связано с началом Второй мировой войны. Американские компании «Виллис» и «Форд» наладили выпуск легковых автомобилей общего назначения (модели под индексами «МВ» и «GPV» соответственно). В дальнейшем по сокращенному названию Ford GPV такие полноприводные автомашины получили сокращенное название «Джип». Всего за военный период обеими фирмами было изготовлено более 750 тыс. легковых автомобилей внедорожников.
В этот период наибольшее количество выпущенных отечественных автомашин повышенной проходимости, практически 6 тыс., составили автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67 (расширенная версия 64-й модели). Выпуск самых применяемых немецких внедорожников «Хорьх-901» и «Фольксваген ТУР 82» специалистами оценивается 46 тыс. и 50,5 тыс. экземпляров соответственно.
С окончанием военных действий потребность в автомобилях внедорожниках резко снизилась и изготовление было прекращено.
Специализированные компании, выпускающие внедорожники
Дальнейшее становление класса автомобилей повышенной проходимости в начале пятидесятых годов происходило за счет их создания на базе серийно выпускаемых легковых автомашин. Это первоначально позволяло удовлетворять спрос на внедорожники. Такие модели быстро конструировались, относительно недороги в изготовлении, что достигалось значительной унификацией с базовыми легковушками, но обладали рядом недостатков, снижающих внедорожные качества.
Постепенно интерес к внедорожникам стал снова увеличиваться. Этому способствовало развитие специализированных фирм по выпуску автомобилей повышенной проходимости. Одной из первых стала английская компания «Ленд Ровер». Также продолжила разработку и производство джипов компания «Виллис». В настоящий период бренд «Джип» является подразделением фирмы «Крайслер» и специализируется на выпуске автомобилей внедорожников.
Отечественное производство
Среди таких предприятий можно выделить компанию «УАЗ», которая постепенно начиная с изготовления внедорожника ГАЗ-69 разработала, освоила и перешла на выпуск полноприводных автомобилей. В настоящее время «УАЗ» выпускает семейство таких моделей, в которое входят:
- легковые автомобили;
- микроавтобусы;
- малотоннажные грузовики.
Специализированные компании внесли главный вклад за счет собственных разработок и новых технологий в увеличение спроса на автомобили внедорожники. С учетом роста популярности постепенно практически все крупнейшие мировые автопроизводители создали в своем модельном ряду автомашины с улучшенной проходимостью.
Развитие советских внедорожников
Выпуск легковых внедорожников в 50-е годы происходило за счет увеличения изготовления автомашин улучшенной проходимости, на базе серийно выпускаемых легковушек. Отдельно в данном ряду стоит ГАЗ-69 под названием «Козел», так данный внедорожник направлялся для обеспечения потребностей армии.
Среди выпущенных в этот период моделей можно выделить:
Автомобили выпускались в малых количествах и в дальнейшем производство автомашин улучшенной проходимости на автозаводах, изготавливающих легковушки, было свернуто.
Всего два отечественных завода продолжили изготовление внедорожников. Это «УАЗ» и «ЛуАЗ», причем последний выпускал модель ЛуАЗ-969 «Волынь», на базе малолитражки ЗАЗ «Запорожец» с двигателем воздушного охлаждения. «Волынь» для своего времени считалась лучшим джипом для охотников и рыболовов.
Появление легендарной полноприводной «Нивы» (ВАЗ-2121), которая является собственной разработкой Волжского автозавода, стало неожиданностью для автомобилистов. Новый автомобиль внедорожник оказался настолько удачным, что выпуск модели после ряда модернизаций осуществляется в настоящее время.
Обязательные параметры внедорожника
Современные автопроизводители предлагают разнообразные модели автомобилей улучшенной проходимости. По мнению автоэкспертов полноценный внедорожник, предназначенный для передвижения при полном отсутствии дорог, обладает следующими конструктивными параметрами:
Перечисленные свойства и определяют качественный внедорожник.
Популярность внедорожников в стране
Россия является одной из стран с большой популярностью внедорожников. Основными причинами такого интереса эксперты указывают:
- выносливость и надежность при эксплуатации в отечественных условиях;
- возможностью использования не только в условиях бездорожья и в городской инфраструктуре, но и на дальних расстояниях;
- престижный внешний вид;
- высокую безопасность таких автомобилей;
- уверенную эксплуатацию в зимний период.
Несмотря на присутствие двух ключевых недостатков у внедорожников низкой маневренности и значительного расхода топлива популярность автомобилей такого класса в нашей стране постоянно увеличивается. Учитывая данный факт, ведущие автомобильные бренды, осуществляющие продажи автомашин в России обязательно имеют в продуктовой линейке внедорожник.
Варианты приобретения
Цены на автомобили внедорожники известных мировых автопроизводителей достаточно высоки для значительного числа автомобилистов. Данный фактор сдерживает продажи таких новых автомашин. Поэтому чтобы закрепиться на отечественном рынке компании предлагают покупку своих автомобилей внедорожников с пробегом, которые прошли соответствующую подготовку в салонах официальных дилеров.
Стоимость таких автомобилей ниже, чем новых, а наличие специальных кредитных и лизинговых программ делают их доступными. Конкуренцию таким автомашинам стали составлять по сопоставимости цене новые китайские автомобили внедорожники. Китайских автомашин повышенной проходимости все больше продается в последнее время на нашем рынке.
Стабильным спросом по-прежнему пользуются и российские внедорожники производства компаний «УАЗ» и «ВАЗ», качество которых за последнее время заметно повысилось, а цена заметно ниже аналогичных иностранных конкурентов.