Грузовик МАЗ 5440А9 представляет собой модель седельного тягача нового поколения, имеющего колёсную формулу 4х2. Первые единичные представители данного класса автомобилей сошли с конвейеров «Минского автомобильного завода» в 2008 году. Серийное же производство этих грузовиков началось годом позже.
По своим техническим характеристикам и прочим основным параметрам этот автомобиль вполне способен составить достойную конкуренцию грузовикам ведущих европейских производителей. Отличное соотношение таких определяющих критериев, как цена-функциональность-качество, способствует тому, что МАЗ 5440А9 в настоящее время является одной из самых востребованных моделей седельных тягачей на всём постсоветском пространстве. Отличительная и немаловажная особенность МАЗ 5440А9 — низкие расходы на ремонт, техническое обслуживание и амортизацию. Большое значение при этом имеет доступность запасных частей и комплектующих, позволяющая производить текущий ремонт в сжатые сроки и избегать длительных простоев автомобиля.
В стандартной комплектации МАЗ 5440А9 оснащается трёхосным полуприцепом МАЗ 975830-32. Внешний осмотр автомобиля впечатляет. Машина выглядит современно и красиво, во внешнем облике просматривается уверенность, напористость и мощь. Обновлённая высокая кабина претерпела значительные изменения дизайнерского плана. Новая конструкция оптики, закрылки, пластиковые дефлекторы, составной бампер, декоративные обтекатели колёс, ступеньки для доступа к силовому агрегату придают кабине оригинальные нотки эстетизма и способствуют улучшению аэродинамических свойств грузовика.
Интерьер кабины также в значительной степени изменился. До минимума сведён объём пространства для моторного тоннеля, что делает салон более просторным и высоким. Человек средней комплекции в новой кабине теперь может вполне свободно становиться в полный рост.
В современном стиле изменена приборная панель, показания приборов отлично считываются, независимо от степени освещённости салона. Как водительское, так и пассажирское, оба сидения снабжены пневматической подставкой, что позволяет регулировать их положение. Кабина оснащена двумя спальными полками увеличенных габаритных размеров в сравнении с предыдущими моделями тягачей. Улучшена тепло- и шумоизоляция. Для ещё большего удобства управления машиной и с целью повышения комфортности автомобиль укомплектован целым спектром современных электронных систем: тахограф, электростеклоподъёмники, климатическая установка со встроенным кондиционером, бортовой компьютер, аудиосистема, электронные противобуксовочные установки. Подвеска кабины пневматическая, что также повышает комфортабельность езды, особенно при передвижении по неровным, ухабистым дорогам. Теперь, благодаря этому новшеству, практически сведена до минимума любая «тряска» (эффект так называемой «плавающей кабины»).
Из конструктивных особенностей, касающихся ходовой системы автомобиля, следует отметить то, что конструкторам удалось добиться снижения высоты седельно-сцепного устройства относительно дорожного покрытия со стандартных для большинства МАЗ-овских тягачей 1 150, 1 250 и 1 320 мм до 1 050 мм. Это позволяет увеличить объём перевозимых грузов. Применяемый в составе автопоезда полуприцеп МАЗ 975830-32 имеет вместимость 94 м3 . Объём же стандартной «еврофуры» составляет 82 м3 (для сравнения).
Автомобиль оснащён двигателем нового поколения стандарта «Euro-3» — ЯМЗ 650.10 мощностью 412 л.с., являющимся аналогом двигателя Renault dCi11, и изготовленным «Ярославским моторным заводом» с разрешения и по лицензии известной французской фирмы-бренда. Коробка передач ZF 16S151 16-ти ступенчатая, производства другой широко известной немецкой фирмы MAN. Такая комплектация силового агрегата позволяет тягачу развивать скорость до 100 км/ч при полной массе автопоезда 44 000 кг, что является довольно внушительным эксплуатационным показателем автомобиля.
Что касается мнения потребителей относительно МАЗ 5440А9, отзывы покупателей данного вида техники однозначно свидетельствуют в пользу этой машины. Немного смущает цена нового автомобиля в сравнении с другими аналогами, но и это в значительной степени компенсируется последующими низкими эксплуатационными расходами и экономичностью автомобиля (при полной загрузке в 20 тонн расход топлива составляет не более 35 литров на 100 км пробега). Достаточно отметить, что по итогам Международной специализированной выставки коммерческого автотранспорта «КОМТРАНС – 2010» в номинации конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» — «Грузовик года», МАЗ 5440А9 был признан лучшим, оставив позади грузовики всемирно известных производителей: Mercedes, Volvo, Scania, КамАЗ и Урал. Решение компетентного жюри было вынесено в соответствии с такими основными показателями, как новизна технических решений, эксплуатационные затраты, объемы продаж, финансовые условия приобретения, наличие сервиса и т.д.
Реализацию грузовой автомобильной техники производства МАЗ на территории РФ осуществляют компании, предприятия и представительства дилерской сети завода. В отношении МАЗ 5440А9 цена составляет в среднем 2 400 000 — 2 500 000 рублей.