Многогранная, насыщенная событиями история известной автомобильной марки «Хорьх» уходит корнями в 19 век. 14 ноября 1899 года талантливый немецкий инженер Аугуст Хорьх основал в Кельне собственную компанию по производству транспортных средств Horch & Cie. Motorwagen Werke. Спустя год свет увидел первый автомобиль марки «Хорьх», отличающийся конструкторскими инновациями. Впоследствии Аугуст Хорьх стал одним из первых прославившихся автомобильных конструкторов в мире.
Аугуст Хорьх
Будущий талантливый инженер и успешный предприниматель родился 12 октября 1868 года в городе Виннингене, в семье кузнеца. Семья Аугуста Хорьха не могла похвастаться достатком, а потому ему пришлось работать с 13 лет. Сменив несколько видов занятий, целеустремленный и неуживчивый Хорьх не вдохновился ни одним из них и в 1888 году решил поступать в Саксонское инженерное училище. Компенсируя недостаток знаний, настойчивый молодой человек успешно окончил учебное заведение и устроился работать сначала на литейный завод, а потом в проектный отдел судостроительной компании, где он впервые и столкнулся с двигателями внутреннего сгорания.
Его жизнь круто изменилась после того, как в 1896 году он попал на мотогонки. На то время это транспортное средство было чудом техники. Хорьх много расспрашивал механиков о мотоциклах и уже к вечеру принял решение написать письмо с подробной информацией о себе и просьбой о трудоустройстве в фирму Benz. Не ожидая быстрого ответа, Аугуст был приятно удивлен, когда в скором времени получил известие, что он принят и должен немедленно приступать к работе. 27-летний Хорьх был назначен помощником начальника в отдел двигателестроения, но уже через четыре месяца, благодаря усердию, был поставлен во главе производства автомобилей.
Основание компании
Карл Бенц был слишком консервативным для молодого амбициозного немца, и в 1899 году Аугуст Хорьх при финансовой поддержке одного состоятельного коммерсанта в пригороде Кельна Эренфельде открыл фирму Horch & Cie. Motorwagen Werke. На первых порах небольшая компания со штатом в 11 человек занималась исключительно ремонтом других автомобилей. Но уже через год после основания фирмы появился первый автомобиль «Хорьх» с двухцилиндровым двигателем мощностью 5 л. с. Начало истории по имени Horch было положено. В прессе еще обсуждали новый автомобиль, когда компания уже выпустила вторую модель — первый в Германии автомобиль с карданной передачей.
Первые автомобили
Первые две модели Horch, выпущенные до 1901 года, были 5 и 10 л. с. Оснащались эти автомобили двухцилиндровыми двигателями, расположенными спереди. В первой модели (4-15 PS) привод на задние ведущие колеса осуществлялся посредством ременной передачи. Во второй модели (10-16 PS) впервые в Германии привод осуществлялся при помощи карданной передачи. Главным конструктивным достоинством первых автомобилей Хорьх была коробка передач, расположенная в цельном блоке вместе с главной передачей. По тем временам это было революционное решение.
Кузов автомобилей был открытого типа, работы каретной мастерской. Освещение осуществлялось свечными фонарями. В отличие от мощных автомобилей более поздних лет, первый Horch едва мог достичь максимальной скорости 32 км/ч. Тем не менее это было значительным показателем в то время. На автомобилях использовалось фрикционное сцепление. Первый «Хорьх» (автомобиль) фото, расположенное ниже, наглядно демонстрирует.
Путь к успеху
От заказчиков на новый автомобиль Хорьх с двигателем мощностью 10-12 л. с. и бесшумной коробкой не было отбоя. Штат сотрудников вырос до девяноста человек. К работе над двигателем был привлечен талантливый инженер Фриц Зайдель. В прежних рамках компании стало тесно, и в 1902 году производство было перемещено в Райхенбах, а через два года в Цвиккау (Саксония), где компания была преобразована в акционерное общество с внушительным на то время уставным капиталом в 140 тысяч марок.
Первая модель, выпущенная новым производством, отличалась большим количеством конструктивных новинок. На ней была установлена новая коробка передач, работающая бесшумно, с шестернями из высоколегированной хромоникелевой стали. Сцепление располагалось между коробкой передач и двигателем. Крутящий момент на заднюю ведущую ось передавался при помощи карданной передачи. В 1906 году автомобиль «Хорьх» впервые одержал победу на автогонках, что принесло фирме еще большую популярность и еще больше заказов. В том же году новые модели Horch начали выставляться в Берлинском и Парижском автосалонах. Через год была представлена роскошная модель с шестицилиндровым восьмилитровым двигателем мощностью 60 л. с., первым обладателем которой стал султан индонезийского острова Ява.
Четыре кольца – четыре бренда
Новаторский подход и постоянный поиск новых решений Аугуста Хорьха в конструировании автомобилей требовали постоянных финансовых вливаний. Это никак не радовало акционеров и приводило к постоянным разногласиям. Хорьх считал участие в автогонках лучшей рекламой для торговой марки. Автомобили компании становились постоянными участниками соревнований, причем конструктор нередко сам садился за руль.
Мир скоростей требует постоянных вложений и роста. Так, в 1906 году компания выпускает новую модель ZD. Немецкий автомобиль Хорьх ZD с 5,8-литровым двигателем и легким спортивным кузовом был специально собран для участия в престижных гонках Генриха Прусского. Неудачное выступление в соревнованиях привело к обострению и без того сложных отношений с акционерами, которые были крайне недовольны продажами предыдущей модели Horch Z. Упрямый конструктор отвергал любые предложенные компромиссы, всецело отстаивая свою точку зрения. В результате летом 1909 года под давлением акционеров Хорьх покинул основанную им компанию, но уже через месяц в том же Цвиккау он регистрирует новую фирму August Horch Automobilwerke GmbH.
Две фирмы почти с идентичным названием и практически на одной улице возмутили владельцев предыдущей компании. После судебного разбирательства, которое Хорьх проиграл, встал вопрос о новом названии. Во время дисскусии по этому поводу в доме своего друга сын хозяина, изучавший латынь, просто перевел Horch с немецкого на латынь. Так появилось название Audi, а впоследствии — и компания Audi Automobilwerke GmbH.
Знакомые сегодня четыре кольца AUDI появились значительно позже. Под влиянием экономического кризиса начала 30-х годов четыре компании решили объединиться в один концерн Auto Union AG. В объединение вошли Horch, Audi, Wanderer и DKW. Эмблема в виде четырех колец символизировала объединение этих четырех компаний и должна была присутствовать на всех автомобилях концерна. Horch и Audi производили автомобили класса люкс, Wanderer – средний класс, DKW – бюджетные и малолитражные автомобили. Существует ошибочное мнение, что автомобиль Хорьх — это то же, что и Audi, просто переименованный со временем. Дело в том, что через некоторое время трое из четырех представителей концерна перестали существовать. Осталась только Audi, которая и унаследовала эмблему.
Самые популярные модели
Самыми популярными моделями Хорьх по праву считаются автомобили с четырехцилиндровыми двигателями среднего литража. Объемы продаж автомобилей с двигателями большего литража (спортивные, представительские) всегда были меньше по нескольким причинам. Исключением стали модели, выпущенные с 1937 по 1940 год (851/853/853A/855/951/951A). Именно эти солидные представительские машины запомнились как символ марки Хорьх. Автомобиль (фото 1939 года, расположенное ниже, это доказывает) выглядел великолепно.
Помимо выпуска гражданских легковых автомобилей, фирма Horch обладала немалым опытом по выпуску военных машин. Одним из самых знаменитых является средний многоцелевой автомобиль Хорьх 901 повышенной проходимости. Эта машина выпускалась с 1937 по 1940 год по целевой программе вермахта для оснащения армии полноприводными автомобилями трех типов: легким, средним и тяжелым.
Послевоенный закат компании
Начиная с середины 30-х годов руководство компанией Аугустом Хорьхом носило формальный характер. Он все больше занимался общественной деятельностью, занимал целый ряд руководящих постов. После войны город Цвиккау остался на территории, подконтрольной Советскому Союзу. Предприятия были национализированы и вошли в состав ИФА, хотя некоторое время еще выпускались автомобили под маркой Horch, например, представительская модель 930S.
Автомобили Хорьх в хронологическом порядке
Модельный ряд гражданских легковых автомобилей по годам можно увидеть в таблице ниже.
Годы выпуска |
Модель |
Двигатель и кол-во цилиндров |
Рабочий объем, л |
1900-1904 |
4-15 PS |
Рядный, 2 |
|
10-16 PS |
Р, 2 |
||
22-30 PS |
Рядный, 4 |
2,6 |
|
1904-1910 |
18/25 PS |
Р, 4 |
2,7 |
14-20 PS |
Р, 4 |
2,3 |
|
23/50 PS |
Р, 4 |
5,8 |
|
26/65 PS |
Р, 8 |
7,8 |
|
1909-1914 |
25/60 PS |
Р, 4 |
6,4 |
10/30 PS |
Р, 4 |
2,6 |
|
K (12/30 PS) |
Р, 4 |
3,2 |
|
15/30 PS |
Р, 4 |
2,6 |
|
Pony (5/14 PS) |
Р, 4 |
1,3 |
|
1910-1919 |
H (17/45 PS) |
Р, 4 |
4,2 |
1911-1922 |
6/18 PS |
Р, 4 |
1,6 |
8/24 PS |
Р, 4 |
2,0 |
|
O (14/40 PS) |
Р, 4 |
3,5 |
|
1914-1922 |
25/60 PS |
Р, 4 |
6,4 |
18/50 PS |
Р, 4 |
4,7 |
|
S (33/80 PS) |
Р, 4 |
8,5 |
|
1922-1924 |
10 M 20 (10/35 PS) |
Р, 4 |
2.6 |
1924-1926 |
10 M 25 (10/50 PS) |
Р, 4 |
2.6 |
1926-1927 |
Typ 303/304 (12/60 PS) |
Рядный, 8 |
3.1 |
1927-1928 |
Typ 305/306 (13/65 PS) |
Р, 8 |
3.4 |
1928-1931 |
Typ 350/375/400/405 (16/80 PS) |
Р, 8 |
3.95 |
1931-1935 |
Typ 430 |
Р, 8 |
3.1 |
Typ 410/440/710 |
Р, 8 |
4.0 |
|
Typ 420/450/470/720/750/750B |
Р, 8 |
4.5 |
|
Typ 480/500/500A/500B/780/780B |
Р, 8 |
4.95 |
|
Typ 600/670 |
V12 |
6.0 |
|
830 |
V8 |
3.0 |
|
1935-1937 |
830B |
V8 |
3.25 |
830Bk/830BL |
V8 |
3.5 |
|
850/850 Sport |
Р, 8 |
4.95 |
|
1937-1940 |
830BL/930V |
V8 |
3.5 |
830BL/930V |
V8 |
3.8 |
|
851/853/853A/855/951/951A |
Р, 8 |
4.95 |
Теперь вам известна история этих удивительных машин и их талантливого создателя.