• Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Обучение детей правильному произношению звуков состоит из нескольких этапов. Во-первых, нужно подготовить артикуляционный аппарат. Ребенок должен перед зеркалом репетировать постановку губ, положение языка, уметь правильно дышать во время речи. Когда у малыша получилось выговорить непослушный ранее звук �с�, то работа дальше проводится над его усовершенствованием, то есть формируются первичные произносительные навыки. На этом этапе проводится автоматизация выученного произношения сначала в слогах, а потом и в словах. Только потом, когда ребенок, уже не задумываясь, говорит правильно, формируются коммуникативные умения и навыки.

В статье разберемся, как проводить автоматизацию «с» в словах, как последовательно необходимо укреплять произношение сначала в слогах, потом в коротких словосочетаниях, затем переходить к введению �с� в предложениях. Автоматизация постепенно приведет к тому, что ребенок непроизвольно будет вставлять выученное произношение в самостоятельную речь. Это происходит уже рефлекторно, на подсознательном уровне, благодаря ежедневным занятиям и упражнениям, о которых и пойдет речь дальше в статье.

Упражнения на произношение �с�

Изолированный звук «с» сначала дети проговаривают, повторяя за педагогом или логопедом. Этот этап не должен быть длительным. Рекомендуется использовать звукоподражательные игры только в самом начале, когда малыш только научился правильно артикулировать �с�. Упор в данном случае делается на ассоциации, например, «повтори свист птички», «скажи, как шумит вода», «покажи, как дует ветер». Чтобы ребенок понимал разницу близких по звучанию звуков, в игре добавьте ассоциативные упражнения на «ш» и «с».

На первом этапе можно с детьми поиграть в следующие игры:

  • «Юла» — логопед или мама раскручивают волчок, и пока он крутится, ребенок должен повторять выученный звук �с�.
  • «С кочки на кочку» — малышу дается полоска бумаги с наклеенными кружочками. Можно в помощь ребенку предложить маленькую игрушку, например, зайчика. Он перепрыгивает с круга на круг, а ребенок при каждом прыжке зверька повторяет звук «с».
  • «Говорящая ручка» — дается ребенку листик, на котором пунктиром нарисованы длинные линии. Малыш ручкой наводит их и тянет при этом �с�.
  • «Поймай шарик» — маленький мячик или теннисный шарик ребенок перебрасывает с одной руки в другую, при этом «ловит» �с�. Можно поиграть вдвоем. Мама кидает малышу мяч и произносит звук «с». Ребенок ловит игрушку и повторят «с» самостоятельно.

Чистоговорки

После этого этапа автоматизация «с» в словах еще не проводится. Работа идет над объединением его в слогах.

Такие щелевые согласные, как «с», по методике заучиваются сначала в простых слогах, например, «со», «се» и т. д. Потом работа проводится уже с обратными слогами, когда первой стоит гласная, а уже за ней – согласная, например, «ас», «ус».

Широко в педагогике используются чистоговорки, когда дети проговаривают вслед за педагогом отдельно слоги, а потом предложения с данным слогом в конце.

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Сначала ребенок просто повторяет все это за логопедом. Далее можно предложить несколько упражнений на развитие фонематического слуха и внимательности, так как дети часто не слышат и не понимают, какой именно звук необходимо вставить в слово. Перечислим некоторые из них:

  • «Продолжи слово». Педагог говорит начало слова, а ребенок договаривает его последний слог. Для облегчения задачи ребенку можно предложить предметные или сюжетные картинки. Подойдут такие слова:

-ли — са;

-колба – са;

-бу – сы;

-воло – сы;

-ча — сы.

  • «Поменяй местами». Взрослый предлагает определить место �с� в слоге: в начале или в конце. Когда ребенок правильно указал его местоположение, педагог просит поменять местами гласную и согласную, например, было «са», а нужно преобразовать в «ас». Такое упражнение целесообразно проводить для развития навыков фонематического анализа и синтеза.

Следующий этап работы

Автоматизация «с» в словах начинается сразу после его проговаривания в интервокальной позиции и в сочетании с другим согласным. Рассмотрим подробнее, как проводится работа на данном этапе автоматизации.

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Интервокальная позиция — это окружение согласного гласными с двух сторон. Ребенку легче выговаривать такие тройные слоги: �аса�, �осу�, �иса�, �усы�, �осе� и т. д.

Дальше проговариваются несколько раз слоги со стечением двух, а потом и трех согласных перед гласной: �сма�, �сто�, �ске�, �сли� и т. д. Тройные согласные даются детям сложнее, например, такие: �стра�, �спро�, �скри� и т.д.

Автоматизация звука «с» в словах

Когда закончится подготовительный этап, а ребенок в прямых и обратных слогах будет хорошо произносить изучаемый �с�, задача усложняется.

Сначала педагог предлагает повторить слова, в которых содержатся отработанные уже слоги: ли(са), (са)нки, (со)йка, (со)м, колба(са), коле(со).

Первыми используют слова, состоящие из одного или двух слогов, постепенно задание усложняется увеличением количества слогов, а также видоизменением их структуры. Рассмотрим пример усложнения задания:

  • Роса, сам, сом, сук, сыр, рис, весы, несу.
  • Кросс, настил, судак, сухарь, сало, песок.
  • Сырники, посылка, простуда, посуда, присыпка.
  • Затем проговариваются более сложные слова, в которых изучаемый звук встречается несколько раз или в сочетании с другими согласными, например, стамеска, струна, стрела, стрекоза, сосиска.

�Собери букву�

Такой простой пазл можно изготовить самостоятельно во время работы над автоматизацией любого согласного. Из листа картона нужно вырезать большую букву, разрезать ее на отдельные элементы и на каждом из них приклеить картинку с данным согласным в начале слова. В нашем случае — это буква �с�. Предметные картинки можно подобрать, как на нашем фото, или придумать свои.

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Помимо развития артикуляционного аппарата и проговаривания изучаемого звука, у детей развивается логическое мышление и внимательность, ведь нужно проанализировать форму кусочка и найти его место в целом изображении буквы, правильно совместив края.

Дидактическая игра «Слон в цирке»

Ребенку дают картинку, на которой изображен цирковой слон, жонглирующий шарами. На каждом нарисован предмет, в название которого входит �с�. Ребенок рассматривает и говорит вслух, чем жонглирует слон. Игру можно всячески варьировать.

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Для автоматизации «с» в словах можно подобрать варианты с разной сложностью произношения. Интересно расположить три кружочка сверху и дать ребенку задание отыскать из множества карточек предметы, в названии которых «с» находится в начале слова, в середине и в конце. Дальше нужно разложить все картинки в нужные стопки.

Игра �Посчитай предметы�

Для автоматизации �с� в начале слова можно предложить детям интересную и познавательную игру. На карточке изображены предметы, названия которых начинаются с выученных слогов:

  • Су — сумка.
  • Су — сундук.
  • Со — сок.
  • Са — сандалии.
  • Со — сом.
  • Со — соболь.

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Ребенок указкой или пальцем показывает на предмет и называет его, потом ищет такой же дальше по ряду, а когда находит, опять произносит вслух его название. Таким образом по ходу игры ребенок несколько раз называет нужное преподавателю слово, которое начинается на выученный слог. В данной игре развивается не только речь, но и внимание. Ребенок учится из большого количества картинок находить одинаковые, не пропуская ни одной.

Логопедическая игра �Помоги слоненку�

Давайте рассмотрим еще одну развивающую игру на автоматизацию звука �с� в словах. В ней перед слоненком сначала располагается три ведра. На каждом нарисован предмет. Он должен начинаться на заданный согласный, либо оканчивается, либо иметь изучаемый звук в середине слова.

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Например:

  • (С)ветофор.
  • Пе(с).
  • Кре(с)ло.

В комплекте дается целый набор предметных картинок, изображенных на ведерках. Ребенку необходимо распределить карточки по ячейкам. Можно такую игру сделать не нарисованной на картоне, а объемной. Приготовьте три пустых пластмассовых ведерка и мягкую игрушку, например, слоника или зайчика. На каждом из ведер наклейте образец с изображением предмета. Ребенок вынимает из комплекта одну за другой картинки, называет предмет и определяет местонахождение �с� в его названии.

Можно отдельно сделать задание на автоматизацию �с� в середине слова, в конце или в начале. Такая игра способствует развитию фонематического слуха, умению находить �с� в словах, правильно определять их местоположение.

Игра �Найди �с� в названии предметов�

Аналогичная цель преследуется педагогом и во время проведения следующей игры. Необходимо подготовить для работы над автоматизацией звука �с� в словах карточки с несколькими картинками. Изучаемый согласный должен находиться в разных местах: и в середине, и в начале и в конце слова.

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Во время этой игры малыш не только тренируется четко проговаривать слова с трудным для него звуком, но и учится определять его место в слове. Это поможет при подготовке ребенка к школе, при изучении грамоты. Задача логопеда также выполняется, ведь его подопечный четко и правильно произносит слова, где �с� имеется и в прямом, и в обратном слогах.

Автоматизация �с� — �ш� в словах

В логопедии часто используют дифференциацию близких по звучанию �с� и �ш�. Работа проводится по такому же плану, как и для одного звука:

  • Проговаривание изолированного �с�, в нашем случае — пары.
  • Тренировка произношения слогов прямых, потом обратных, в сочетании с дополнительным гласным либо согласным.
  • Проговаривание слов, а затем и предложений, целых фраз. Выбранные для работы звуки должны находиться в одном предложении. Поможет в работе игра �Что нарисовано на шапке?�

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Ребенок должен рассмотреть картинку и составить предложение по типу: �На шапке — листик�.

Закрепление согласного в речи

Последним этапом автоматизации �с� в конце слова, в начале или в середине будет употребление таких фраз при изучении скороговорок, стихов и поговорок.

Автоматизация [С] в словах. Произношение звука [C] в начале, в середине и в конце слова

Это тренирует не только произношение данного согласного, но и развивает выразительность речи. Помогут в заучивании скороговорки в картинках. В таком случае в запоминании участвует не только слуховая, но и зрительная память.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.