Один из американских популярных бизнес-журналов не так давно опубликовал статью под названием Влияние социальных сетей на благосостояние. В ней представлены результаты одного из проводившихся крупнейших рандомизированных исследований, касающихся воздействия социальной сети Facebook на ее пользователей.
Суть эксперимента
Исследование задумывалось для реальных пользователей. Рандомно были выбраны 2743 пользователя, согласившихся отказаться от посещения сайта Фейсбук в течение одного месяца в обмен на денежное вознаграждение. Затем эти люди произвольно были разделены на тех, кто вновь вернулся в социальную сеть, и тех, кто продолжил жить без посещения этого сайта. Во время проведения эксперимента и по его окончанию исследователи предлагали участникам опросы, электронные письма, текстовые сообщения и программное обеспечение для проведения мониторинга как субъективного благополучия каждого участника эксперимента, так и групповых особенностей поведения.
Некоторые результаты исследования
Вот некоторые основные моменты, выявленные в результате простого, на первый взгляд, исследования:
- Отказ от посещения социальной сети Facebook позволил пользователям найти дополнительно в среднем до 60 минут в день для деятельности оффлайн. Причем большая часть этого времени была использована для общения с друзьями и семьей.
- Все участники эксперимента отметили явные, пусть и небольшие, улучшения в самочувствии. Особенно это выражалось в самооценке, удовлетворенности своей жизнью, снижении ощущения тревожности и депрессии. Исследователи сделали вывод, что отказ от социальной сети на 25-40 % сравним с психотерапией.
- После окончания эксперимента большинство участников решили как можно меньше использовать социальную сеть в будущем, а 5 % приняли решение в принципе отказаться от нее.
- Группа участников, абсолютно отказавшаяся от посещения социальной сети, была неспособна правильно ответить на вопросы о последних событиях в мире, причем они в общей сложности всего лишь на 15 % меньше отдали времени чтению любых новостей во время эксперимента.
- Также результатом исследования стало уменьшение поляризации взглядов на политические вопросы, а также степень влияния новостей на мировоззрение участников эксперимента. Но в то же время отказ от социальной сети не сильно снизил негативные чувства по отношению к другой политической партии.
Какие выводы можно сделать?
Исследование, оказавшееся достаточно простым по своему замыслу, показало, насколько люди зависимы от социальных сетей и Facebook в частности. Люди тратят больше времени на социальные сети, чем они осознают, а отказ от посещения этих ресурсов высвобождает время для более полезных оффлайн-мероприятий. Причем такой образ жизни повышает самооценку и снижает чувство тревоги и депрессию.
Негативной стороной отказа от посещения социальной сети исследователи назвали некоторую неосведомленность участников эксперимента о последних новостях. Но в то же время основные новости — это не только и не столько подаваемые в социальных сетях, но и те, которые подаются через прессу и телевидение.
Интересный результат эксперимента состоит в том, что 20 % участников эксперимента не считают, что отказ от посещения социальной сети в течение месяца хоть в чем-то значительно улучшил их жизнь. Но и многие из остальных 80 % тех, кто посчитал эксперимент благоприятным для себя, сомневаются, что в дальнейшем смогут ограничивать посещение социальной сети, не говоря уже о полном отказе от такого времяпрепровождения.
Вывод исследователей состоит в том, что людям нужно говорить об альтернативе их выбора — быть свободными для самого себя, семьи и близких или же быть рабом социальных сетей, не замечая реальную жизнь вокруг.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание