Зависая в «Одноклассниках» или на «Фейсбуке», многие люди не задумываются о правилах, существующих как обязательная норма общения независимо от его формы. А вместе с тем, социальные сети — это тоже сообщество, в котором существуют поведенческие нормы. Большая часть населения проводит в виртуальном мире значительную долю своего досуга (а порой и рабочего времени, если начальство лояльно или невнимательно). Несмотря на общее сходство этики общения в интернете с этикой обычного общения (то есть «вживую»), есть и разница, обусловленная некоторыми ограничениями. Собеседников отделяет друг от друга экран, а порой и многие километры (или тысячи и даже десятки тысяч). То, что можно сказать при личной встрече, и это будет выглядеть вполне нормальным, в печатном виде воспринимается совсем иначе. И напротив, многие аспекты электронного эпистолярного общения совершенно недопустимы при разговоре с глазу на глаз.
Правила поведения на каком-то конкретном сайте обычно устанавливает модератор, он же вводит санкции за их нарушение, удаляя и блокируя пользователей в случае их особой разнузданности. Изощренные хамы умеют обходить эти неписаные законы, а всеобщих пока не придумали. Ниже приведены пять правил, соблюдение которых желательно, и даже не потому, что могут заблокировать, а из простой вежливости к окружающим. Какими бы ни были продвинутыми современные технологии, а воспитанность всегда в цене.
Итак, культурные люди не должны:
1. Хвастаться вещами с целью получения одобрения
Приобретя что-то нужное или не очень (автомобиль, костюм, ботинки, часы), не стоит заострять внимание на этих предметах, создавая посты. Среди знакомых и друзей есть люди разных уровней материальной обеспеченности, и, возможно, не всем по карману дорогие вещи. Если же их увидит настоящий богатей, они вряд ли вызовут у него восхищение.
2. Преувеличивать свой социальный статус
Выкладывая случайно сделанную фотографию себя (любимого) в компании с видным бизнесменом, артистом или политиком, можно ввести в заблуждение многих, только проку от этого будет мало. Кто-то подумает, что его приятель и в самом деле вращается в кругах и будет иметь, кстати, моральное право обратиться за содействием в решении сложной житейской проблемы. Как говорится, «назвался груздем…»
3. Проявлять агрессию
Грубить не следует даже тем, чьи взгляды диаметрально противоположны вашим. В конце концов, каждый имеет право на уважение к собственному мнению (каким бы идиотским оно ни было, как добавят ехидные скептики), равно как и на его высказывание. К тому же оскорбление – плохая замена аргументированной позиции, оно свидетельствует лишь о крайне низком уровне поведенческой культуры ругающегося пользователя. Впрочем, все это умным людям и так понятно, а дуракам все равно объяснять бесполезно.
4. Создавать ложное представление о себе
В социальных сетях это несложно. Соблазн соврать про себя (обычно для преувеличения своих достоинств) посещает людей часто, но в этом случае придется смириться с мыслью о том, что общение так и останется виртуальным, иначе разоблачение неизбежно. Представлять информацию лучше правдивую, а если уж так хочется выглядеть покрасивее, то можно выбрать наиболее удачное фото, сконцентрировать внимание на положительных аспектах, а о недостатках благоразумно умолчать.
5. Преследовать «бывших»
Если люди расстаются, то такова уж судьба. Искать встреч, подкарауливать у подъезда, донимать звонками и, вообще, проявлять желание восстановить отношения не нужно, бесполезно и даже вредно, — можно только испортить воспоминания даже о том хорошем, что было. То же правило касается и интернет-пространства. Мушиная назойливость не красит ни мужчин, ни женщин и, кроме досады, не вызовет никаких эмоций.