Окончание Великой депрессии в США стало началом стремительного развития автомобилестроения в стране. Нувориши гнались за престижем, и наиболее часто при покупке автомобиля решающим в выборе становился экстравагантный вид авто. Тогда и началась история создания концепт-каров и единичных автомобилей по заказу покупателей.
Концепт-кары как традиция
Вторая мировая война стала временем застоя. Все мощности работали на военно-промышленный комплекс, производство автомобилей для населения прекратилось во всех воюющих странах.
К началу пятидесятых годов на рынке началась погоня за покупателями. Тогда и появилась традиция к каждому автосалону презентовать новые концепт-кары, чтобы тысячи людей могли увидеть новинки и заглянуть в будущее автопрома.
Концепт-кары того времени по большей части представляли собой достаточно свободные фантазии дизайнеров. Многие даже не планировались к запуску в серийное производство, а создавались для исследования дизайнерских и технологических идей конструкторов.
Концепт-кары Дженерал Моторс
Наиболее дальновидные конструкторы отдавали предпочтение автомобилям обтекаемой формы. Такие машины имеют меньшее сопротивление встречному воздушному потоку, расходуют меньше топлива и выглядят стремительными.
Шеф-дизайнер Дженерал Моторс Харли Эрл определил место компании в автомире, создав свой Buick Y-Job 1938 года.
Автомобиль покорил сердца водителей элегантным внешним видом, обилием хрома и ходовыми качествами, и сделал компанию ведущим мировым автопроизводителем на ближайшее десятилетие.
Некоторые концепции задают тенденции стиля для всех производителей. Тот же Дженерал Моторс продемонстрировал кузов, задняя часть которого напоминала хвостовое оперение истребителя. Вскоре подобные решения стали хорошим тоном на американских роскошных автомобилях, например, Кадиллаке. Другие же, как тот же Firebird I, II и III, выглядели, как бескрылые реактивные самолеты.
Итальянские концепты
Заглянуть в будущее могли не только американцы. Уникальные машины проектировали итальянские дизайнеры. Их единичные экземпляры или ограниченные серии Феррари, Альфа Ромео и Лансия были новаторскими.
Аэродинамический кузов Альфа Ромео BAT 5, 7 и 9, разработанный автодизайнером Франко Скальоне, оказал влияние на все европейские автомобили 50-х годов.
Концепт-кар Пининфарина X был экстраоригинальным, включая как дизайн кузова, так и ромбовидное расположение колес, абсолютно нетипичное для автомобиля. Этот автомобиль не планировался к запуску в серию, он был данью увлечения всей планеты космическими путешествиями в 60-х годах, и обладал совершенными аэродинамическими свойствами.
Загато и Carrozzeria использовали в дизайне гоночных автомобилей элементы дизайна самолетов.
К концу 70-х годов появились более радикальные проекты. Концепт-кары стали более низкими, с крыльями, и задали жесткую эстетику последующего десятилетия.
Плимут продемонстрировал в 1962 году асимметричный концепт дизайнера Вирджила Экснера Plymouth XNR.
Модели Альфа Ромео Карабо 1968г и Лансия Стратос HF Зеро 1970 г. в. были поразительно современными. Ножничные двери Карабо впоследствии использовали для Ламборджини. У этой модели была раздвижная стеклянная крыша.
Сегодняшние концепты
Современные концепт-кары выглядят более уравновешенными, на нынешних автосалонах не удастся увидеть столь экстремальные дизайнерские решения.
Автопром вырос из детства, лучшие аэродинамические решения давно найдены. Двигатели настолько мощны, что некоторые варианты нарушения аэродинамики ради эстетики мало влияют на скорость и расход топлива.
Современные автопроизводители сосредоточены не на внешней привлекательности, а на решении проблем экологичного двигателя и автономного автомобиля.