Огромный 15-метровый антарктический снегоход, созданный в 1939-м, не справился с задачей и был брошен в снегах

В 30-х годах прошлого века началось активное исследование Антарктиды, и Америка тоже хотела поучаствовать в этой гонке. Имея достаточно средств и развитую автомобильную промышленность, передвигаться по ледовому континенту пешком или на собачьих упряжках они не хотели. Так родился проект, получивший название �Снежный крейсер�.

Антарктическая гонка

Антарктида привлекала своими возможностями. Покорение этого континента принесло бы неисчислимые преимущества:

  • почет и уважение;
  • огромное поле для исследований;
  • создание метеорологических станций;
  • возможность прогнозирования климата;
  • добыча полезных ископаемых.

Снежный крейсер

Огромный 15-метровый антарктический снегоход, созданный в 1939-м, не справился с задачей и был брошен в снегах

Проектировал снегоход Томас Паултер из Технологического института бронетехники в Чикаго. Построила его компания Pullman Co. Необычный арктический крейсер имел семнадцать метров в длину, шесть метров в ширину и пять метров в высоту. Общий вес машины составлял 34 тонны, диаметр шин -3 метра. Оснащенный двумя дизель-генераторами CID 672 и четырьмя электродвигателями, он мог развивать скорость до 50 км/час. Размеры впечатляют даже по современным меркам. Это была серьезная заявка страны на победу в антарктической гонке.

Размеры снегохода были рассчитаны, исходя из задач экспедиции: он одновременно должен был служить жилым помещением для полярников, мобильной научной лабораторией и полярным разведывательным транспортом.

Кроме запасов продовольствия и топлива он перевозил на крыше и биплан для проведения аэрофотосъемки.

Инновационные решения

Огромный 15-метровый антарктический снегоход, созданный в 1939-м, не справился с задачей и был брошен в снегах

Одних огромных размеров и мощности недостаточно для успешной антарктической экспедиции. В конструкции снегохода было несколько инновационных решений.

�Снежный крейсер� мог втягивать колеса в кузов, если требовалось преодолеть широкую трещину во льду. Сначала убирались передние, а задние толкали машину вперед. После преодоления расщелины убирались задние колеса, а передние тянут его дальше. Это была уникальная система.

Применялось совершенно новое рулевое управлением. �Снежный крейсер� управлялся двумя рычагами, а не обычным рулем.

Из Чикаго в Бостон

Сойдя со стапелей Чикагской строительной верфи 24 октября 1939 года, снегоход отправился в Бостон, откуда на судне �Северная звезда� ему предстояло отправиться к Антарктиде.

Выкрашенный в алый цвет гигант передвигался со скоростью не более 50 км/час, а на отдельных участкам и того меньше. При движении он занимал обе полосы трассы. Обочины улиц и дорог были запружены людьми, пришедшими посмотреть на это чудо автомобилестроения.

Огромный 15-метровый антарктический снегоход, созданный в 1939-м, не справился с задачей и был брошен в снегах

Большинство дорог были закрыты до прибытия снегохода к месту назначения. Особые сложности возникали при прохождении мостов. Поломка снегохода в штате Массачусетс создала 50-километровую пробку на шоссе.

Огромный 15-метровый антарктический снегоход, созданный в 1939-м, не справился с задачей и был брошен в снегах

Наверное, все Соединенные Штаты вздохнули с облегчением, когда �Снежный крейсер� 15 ноября на борту �Северной Звезды� покинул территорию страны и отправился в Китовый залив у побережья Антарктиды.

Приплыли…

Плавание прошло в штатной режиме. В январе 1940 г. �Северная звезда� достигла конечной точки маршрута. Катастрофа едва не случилась уже при выгрузке снегохода на материк.

При спуске с корабля по пандусу деревянные брусья проломились, и переднее колесо провалилось. �Снежный крейсер� накренился и едва не упал.

Огромный 15-метровый антарктический снегоход, созданный в 1939-м, не справился с задачей и был брошен в снегах

Ему удалось все-таки преодолеть пандус и достичь материка. И здесь полярников ждало ужасное разочарование: гладкие, без протектора, шины были неспособны двигаться по льду и снегу с расчетной скоростью.

Сейчас это кажется смешным. Но в то время почему-то все были уверены, что только шины без протектора подходят для антарктических условий.

Огромный 15-метровый антарктический снегоход, созданный в 1939-м, не справился с задачей и был брошен в снегах

Установка двух запасных шин спереди и добавление цепей для улучшения сцепления помогли мало. Со временем экипаж обнаружил, что по неведомой причине задним ходом �Снежный крейсер� движется быстрее. Так и ездили потом…

Утраченные надежды

Машина, безусловно, была инновационной. Но 300 л. с. для снегохода весом в 34 тонны было крайне мало для длительных рейдов и покорения Антарктики. Проект, на который в Америке возлагали столько надежд, оказался несостоятельным. �Снежный крейсер� в реальных условиях ледового континента стал �Снежным тихоходом�.

Сообщения о �полном провале� и �барахтающемся Левиафане� заполонили страницы американской прессы. Энтузиазм и интерес к проекту стал ослабевать.

Полярники продолжали свои исследования. Но случилась очередная неприятность: биплан, на котором доставляли продовольствие и топливо с судна, вышел из строя и остался на �Северной звезде�.

Огромный 15-метровый антарктический снегоход, созданный в 1939-м, не справился с задачей и был брошен в снегах

Полярники решили сделать снегоход постоянной базой, утеплив его снегом и бревнами, и продолжать научные наблюдения. Но напряженная политическая обстановка и угроза втягивания Америки во Вторую мировую войну внесли свои коррективы.

Финансирование проекта решили прекратить. �Снежный крейсер� был законсервирован, исследователи вернулись в Соединенный Штаты. Планировалось вернуться к проекту после завершения войны.

После ужасов, которые пережил мир в этой войне, интерес к проекту �Снежного крейсера� так и не вернулся. В США все силы бросили на гонку вооружений с Советским Союзом, и об амбициозной программе антарктических исследований попросту забыли.

Брошенный крейсер

Со времени консервации снегоход видели дважды. В конце 1946 года экспедиционная группа из операции ВМС США �Прыжок в высоту� обнаружила его и доложила, что для продолжения эксплуатации ему потребуется стандартное техническое обслуживание и восстановление шин.

В 1958 году полярная экспедиция Соединенных Штатов нашла занесенный снегом �Снежный крейсер� по маркировочному столбу. Проникшие внутрь машины полярные исследователи пришли к выводу, что снегоход лучше приспособлен для житья в Антарктиде, чем модуль полярной станции. Они осмотрели �Снежный крейсер� и сделали вывод, что для его расконсервации и запуска требуется не слишком много времени и средств.

В 1958 году снегоход видели в последний раз. Несколько раз его пытались отыскать последующие антарктические экспедиции, но все попытки найти стареющий реликт антарктических исследований 1930-х и 1940-х годов были неудачны.

Гляциологи высказали предположение, что �Снежный крейсер� оказался на отколовшемся в середине 60-х годов участке ледового шельфа Росса и затонул.

Сторонники �теории заговора� в исчезновении снегохода обвиняли Советский Союз. Некоторые из них высказывали предположения, что �Снежный крейсер� был тайно вывезен с континента во времена холодной войны.

Олицетворение американских амбиций, каковым по сути являлся проект освоения Антарктиды с помощью �Снежного крейсера�, остается доказательством стремления человечества к новым научным исследованиям. Несмотря на постигшую проект неудачу, все могло сложиться совершенно иначе. Вполне возможно, что если бы не случилась война, автоконструкторы смогли бы создать требуемые шины в течение пары лет.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.